В связи с не слишком благоприятной экономической обстановкой предприятия химической отрасли не отличались большой активностью в плане ИТ-проектов

Результаты прошлого и первых месяцев нынешнего года оказались неутешительными, подтвердив пессимистические ожидания. К концу 2011 года темп роста российской химической отрасли замедлился втрое, составив немногим более 5%. При этом, по данным «РИА-Аналитика», динамика производства была хуже, чем в обрабатывающем секторе, и отставала от промышленности в целом, а к концу года рост и вовсе стал близок к нулю.

В двух из шести отраслей химической промышленности — фармацевтике и бытовой химии — было отмечено сокращение производства. Это связано с крайне высокой конкуренцией со стороны импорта, который в прошлом году вырос более чем на 18%.

В других отраслях наблюдалась положительная динамика. Особенно высокий темп роста зафиксирован в производстве химических средств защиты растений, которое стимулировалось за счет государственных субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Кроме того, неплохие результаты показали предприятия, занимающиеся производством лаков и красок.

Тем не менее главным фактором замедления роста стало ухудшение динамики в ключевом секторе — производстве минеральных удобрений. Причиной оказалось ухудшение внешнего спроса. В четвертом квартале 2011 года цены на азотные и фосфорные удобрения стали падать. Как результат, компании были вынуждены менять товарную линейку — например, в пользу увеличения выпуска сложных удобрений, пользующихся более высоким спросом на внешнем рынке.

Результаты первых месяцев нынешнего года также оказались не­утешительными, подтвердились пессимистические ожидания. В январе-феврале производство минеральных удобрений снизилось по сравнению с началом 2011 года почти на 10%. Как подчеркивают эксперты, «отыграть» такой существенный спад в последующие месяцы года будет очень непросто.

Еще одним проблемным сектором химической промышленности в 2012 году может стать производство пластмасс. Любопытно, что причиной тому станет не столько конъюнктурный, сколько технический фактор — прошлогодний пожар на «Ставролене», ведущем предприятии, производящем полиэтилен и полипропилен. От этой аварии предприятие за первую половину года оправиться так и не смогло.

Вероятно, в связи с не слишком благоприятной экономической обстановкой предприятия химической отрасли не отличались большой активностью в плане ИТ-проектов.

Предприятие «Апатит» ввело в эксплуатацию систему управления активами на базе Oracle Enterprise Assets Management. Химическое предприятие «Метафракс», помимо функционала Oracle EAM, ввело в эксплуатацию информационную систему с полным охватом производства на базе Oracle E-Business Suite R12. Биохимический холдинг «Оргхим» выбрал отечественное решение, осуществив автоматизацию с помощью решений «1С:УПП 8» и «1С:Документооборот 8».

«Сибирский цемент» завершил «первый круг» автоматизации на производственных активах и перешел к внедрению ERP-системы Microsoft Dynamics AХ в управляющей компании. Проект любопытен тем, что ведется собственными силами на протяжении уже весьма длительного времени.

Электронное продвижение

Фармацевтические компании начинают активно использовать новые технологии для построения эффективных систем продаж и маркетинга, как отмечают аналитики KPMG. Потеря компаниями эксклюзивных прав на производство лекарств, давление регуляторов и рост расходов на исследовательскую деятельность заставили крупных игроков мирового фармацевтического рынка искать новые источники повышения финансовых результатов. Для этого они используют социальные сети и решения, построенные на базе мобильных устройств и специализированных программных средств. И медики, и пациенты становятся технически грамотнее, поэтому постепенный уход от продаж, осуществляемых при личном общении, становится вполне естественной возможностью повысить эффективность распространения препаратов.

Главным направлением трансформации бизнес-моделей фармацевтических компаний является сокращение издержек и повышение эффективности, поэтому традиционная схема, подразумевающая личную заинтересованность врачей и прямую рекламу, направленную на покупателей, претерпевает изменения. Высокая стоимость прямых продаж сделала неизбежной перестройку данного канала. Кроме того, медики все меньше желают тратить время на общение с торговыми представителями.

Развитие социальных средств и мобильных технологий кардинально изменило средства и тактику ведения борьбы за клиентов. Все большее распространение получает гибридная модель продаж, при которой торговые представители вооружены электронными инструментами маркетинга и недорогими средствами комфортного общения с медиками, которые все чаще становятся постоянно доступными по электронным каналам. Очень похоже, что индустрия вовсе уходит от продаж при личном общении.

Электронная модель маркетинга не просто показывает свою эффективность. Она выгодна компаниям еще и тем, что обеспечивает полный контроль над процессами взаимодействия, давая возможность накапливать знания и оптимизировать свою работу.

Если говорить о применяемых средствах, то их можно разделить на две большие группы. Первая направлена на оптимизацию взаимодействия торговых представителей с медиками и включает мобильные устройства с установленными на них средствами общения, CRM-системами и специализированными медицинскими приложениями. Другая группа решений ориентирована на работу с потребительским сообществом — это социальные сети, порталы практикующих врачей и приложения, ориентированные на пользователей.

Как показывают исследования, три из четырех американских медиков владеют смартфоном или планшетом и практически все скачивают на них медицинские приложения. Крупные производители используют эту возможность для установки взаимодействия, разработав по несколько мобильных приложений, ориентированных как на врачей, так и на пациентов. Их функциональность варьируется от каталогов лекарств и дневников пациента до мощных диагностических систем.

Использование современных технологий для продвижения препаратов только усилится с постепенным обновлением медицинских кадров и увеличением количества молодых врачей.

Российские реалии

У предприятий российской фармацевтической отрасли проблемы гораздо более приземленные, чем у их зарубежных коллег. На большинстве из них идет наведение порядка, хотя и можно выделить несколько любопытных проектов.

Так, фармацевтическая компания «СИА Интернейшнл» начала проект внедрения информационной системы на базе программных продуктов SAP. Система будет построена на основе стандартизированных услуг хостинга продуктов SAP, предлагаемых T-Systems.

Еще одним важным направлением становится создание аналитических систем, направленных на повышение эффективности. «Империя-Фарма» внедрила решение Digia Retail Analytics, построенное на платформе Microsoft BI.

Компания «Валента Фарм» создала аналитическую систему, обеспечивающую сбор, мониторинг и анализ ключевых показателей эффективности. Решение представляет собой заказную разработку, созданную BI Partner на базе различных технологий Microsoft.