Фактически современные ЦОД представляют собой «интеллектуальные здания», и для обеспечения их стабильной работы требуется анализ сотен источников данных и управляющих воздействий. Требования к повышению их эффективности и надежности предопределяют рост интереса компаний к решениям класса Data Center Infrastructure Management (DCIM), направленным на централизованное управление инфраструктурой ЦОД.

Задача управления инфраструктурой ЦОД становится тем острее, чем большим количеством ресурсов приходится управлять. Например, широкое распространение облачных вычислений добавляет значительное число параметров управления ЦОД в плоскости вычислительных ресурсов. Более того, этот же фактор привлекает повышенное внимание к инженерным ресурсам: более высокая загрузка оборудования заставляет инженерные системы работать на полную мощность. «Популярность облаков, а также рост масштабов самих ЦОД способствуют развитию решений DCIM, так как службы эксплуатации уже не в состоянии оценивать, анализировать все более возрастающее количество параметров ЦОД и управлять этими параметрами», — считает генеральный директор компании Datadome Андрей Павлов.

Обслуживающим командам крупных корпоративных, а в особенности коммерческих ЦОД в режиме реального времени приходится выполнять оперативные задачи управления и прогнозирования размещения ИТ-инфраструктуры, а также мониторинга энергоснабжения и параметров рабочей среды. Для этого необходимы автоматизированные решения, коими изначально выступали системы диспетчеризации и мониторинга инженерных систем и системы управления вычислительной и телекоммуникационной инфраструктурой. Однако по мере роста размеров ЦОД и сложности инфраструктуры данные программные продукты начали сближаться.

Готовых решений DCIM, объединяющих в себе контроль электропитания, мониторинг рабочей среды и управление ИТ-активами, на рынке до недавнего времени не было вовсе. В тех немногих случаях, когда говорилось об их построении, речь шла об интеграции нескольких систем. Тем не менее в этом направлении работают многие поставщики более узконаправленных систем.

«По моему мнению, практически полноценные решения DCIM есть у нескольких компаний: IBM, HP, Oracle и Avоcent», — считает Борис Грановский, директор компании «Стинс Коман Интегрированные решения». Следует выделить двух гигантов — IBM Tivoli и HP OpenView, хотя они и направлены в первую очередь на управление ИТ. Но не всем заказчикам такие масштабные системы по карману. Решения Avocent более подходят для малого и среднего бизнеса. У всех вышеназванных компаний нет решений для кабельной системы, но с точки зрения управления эти системы одни из первых в мире. Также развивают направление DCIM еще несколько компаний: Panduit, Systimax Solutions, RiT, но стопроцентного функционала ни у кого из них также нет.

Следует отметить, что одна из самых сложных проблем в DCIM — не мониторинг или диспетчеризация, а прогнозное моделирование. Имея модель своего ЦОД, заказчик может добавить в нее любое дополнительное оборудование и посмотреть, что произойдет с электропитанием, обогревом, тепловыми потоками, оценить, какие нужны дополнительные мощности.

«К сожалению, функцию разработки решений, претендующих на аббревиатуру DCIM, взяли на себя в основном производители сетевой инфраструктуры и систем энергоснабжения», — констатирует Павлов. Нельзя недооценивать вклад, сделанный в этом направлении данными компаниями, но их решения, при глубокой проработке процедур организационной и ИТ-эксплуатации ЦОД, зачастую поверхностно работают с инженерным оборудованием. Такие продукты довольно слабо подходят для серьезного мониторинга сложных инженерных комплексов, в отличие от профессиональных систем управления зданием (Building Management System, BMS). Это провоцирует на развертывание сразу двух сред управления ЦОД, что может значительно понизить экономическую целесообразность внедрения DCIM.

Сейчас созданию всеобъемлющих решений DCIM препятствует вовсе не нехватка «деталей конструктора»; вопрос в квалификации персонала. Для управления системными решениями нужно разбираться в администрировании, кондиционировании и т. д. — фактически специалист должен быть ИТ-суперменом и сильным инженером-эксплуатационщиком. Персонала такого уровня нет, и взять его неоткуда. Поэтому основная задача разработчиков сегодня — создать простой, дружелюбный интерфейс, понятный среднему техническому персоналу.

Выполняя обязательства
Типичными пользователями решений DCIM являются крупные корпоративные, а также коммерческие ЦОД. Например, провайдер Linxdatacenter использует решение StruxureWare компании Schneider Electric. Оно объединяет программные инструменты DCIM и Data Center Facility Management, обеспечивая сбор данных, мониторинг, автоматизацию и планирование с полным много­уровневым визуальным представлением всех критически важных инженерных систем ЦОД. Это комплекс инструментов, с помощью которого менеджер ЦОД может конт­ролировать ситуацию сразу по нескольким направлениям.

Решение StruxureWare Central позволяет оптимизировать используемые ресурсы, упростить и упорядочить процесс мониторинга и управления системами ЦОД. Это дает возможность строго выполнять обязательства перед клиентами, например, по поддержанию температуры в холодном коридоре, по снабжению электричеством и т. д. Скажем, если по каким-то причинам температура в холодном коридоре хотя бы незначительно выйдет за допустимые пределы (человек этого даже не почувствует), система немедленно сообщит об этом персоналу, который, в свою очередь, примет меры. Таким образом, она позволяет повысить уровень обслуживания клиентов и в то же время делать это меньшим количеством дежурных сотрудников, обеспечивающих соблюдение заданных режимов.

Данные мониторинга хранятся в системе, что позволяет при необходимости получать отчетность о работе интересующих систем.

Платить не готовы

Как подчеркивают в Forrester, в ближайшие годы популярность решений DCIM будет стремительно расти. Аналитики обещают, что к 2014 году «охват рынка» системами данного класса вырастет до 60%. Сейчас этот показатель составляет всего около 1%.

Отрасль ЦОД становится все более заметной на просторах рыночной экономики, и это в значительной степени влияет на ту роль, которую начинают отводить дополнительным сервисам, повышающим эффективность ее работы. Как считает Павлов, данная тенденция приведет к появлению специализированных программных продуктов, совмещающих в себе все достоинства как BMS-, так и DCIM-систем.

Россия в гонке использования подобных ресурсов проигрывает пока только по причине начального уровня развития рынка ЦОД. При наращивании масштабов данного рынка в России специальное управляющее программное обеспечение будет все больше и больше привлекать внимание операторов ЦОД.

«Сегодня ощущается потребность в решениях DCIM, но в России не готовы платить за них», — признает Грановский. Большинство компаний, в том числе и крупных, считают, что заплатив инженеру, который сидит на объекте, несколько лишних тысяч рублей, они получат необходимую информацию. Кроме того, на рынке есть решения, может быть, и не всеобъемлющие, но недорогие.

Например, с функциями мониторинга рабочей среды они отлично справляются: за 250–300 долл. под контролем оказывается комната в 150–200 квадратных метров, при этом система имеет функцию SMS-информирования или почтового информирования. По большому счету компаниям больше ничего и не нужно. Доплатив еще 200 долл., клиент получает GSM-модем, и ему даже не надо подключаться к локальной сети, чтобы снимать информацию и управлять системой. Тяжеловесным системам трудно конкурировать с такими решениями.

Тем не менее ведущие отечественные компании в вопросах DCIM не отстают от западных, применяя новые технологии. Но обычно локальная разработка DCIM-продукта для конкретного заказчика, когда он может сформулировать четкие технические требования, обходится дешевле готового решения. А решений DCIM, претендующих на полноценность, помимо громоздких решений от лидеров мирового рынка, почти нет.­

Готовые системы в мировой практике рождаются следующим образом: фирма получает сложный заказ от очень крупной компании, разрабатывает систему, настраивает ее и внедряет. По окончании проекта она понимает, что у нее в руках оказался хороший продукт, а значит, его можно предлагать другим клиентам. Естественно, система каждый раз дорабатывается для нового заказчика, а такие доработки и надстройки делают ее с каждым годом все сложнее.

Есть и другой путь, когда вендор расширяет систему управления своим оборудованием на других производителей. Тем не менее только небольшой процент компаний, предлагающих DCIM, независимы от заказчика. Они сначала делают универсальный продукт, а потом уже настраивают его под нужды конкретных клиентов. Но даже такой подход не решает проблем отечественных заказчиков, которые изо всех сил пытаются сэкономить. Эти решения тоже слишком дороги, их стоимость в разы превышает затраты на организацию собственных альтернативных подходов.

В целом перспективы DCIM в России можно признать неплохими, но сейчас компании боятся кризиса и не хотят сильно вкладываться в дорогостоящие стратегические проекты. В ближайшие два-три года, несмотря на появление новых продуктов, сильного рывка вперед ждать не стоит. Он может произойти чуть позже, когда пройдет очередная волна кризиса и начнет расти спрос на подобные технологии.