Чтобы предоставлять сервисы M2M, позволяющие предприятиям оперативно контролировать состояние различных удаленных объектов — транспортных средств, банкоматов и пр., МТС внедрила промышленную M2M-платформу. Для компании это важно, поскольку услуги на основе М2М становятся все более востребованными.

Мобильные технологии M2M (Machine-to-Machine, M2M) — общее название технологий, которые позволяют машинам обмениваться информацией друг с другом или же передавать ее в одностороннем порядке. Под M2M понимают также частную реализацию технологии M2M c использованием мобильных решений — Mobile-to-Mobile. M2M используются достаточно давно — банками для управления сетями банкоматов, платежными системами, системами мониторинга транспорта на основе GPS, а теперь и ГЛОНАСС. Но их бурный рост в России начался только в 2011 году. Компания «МТС» отмечает резкий рост новых подключений M2M: в прошлом году он составил почти 100%, и сегодня уже более 1 млн из 70 млн сим-карт используется для телематики. Доля сервисов М2М в бизнесе МТС пока невелика, но в компании видят большие перспективы их развития и прогнозируют рост как доходов, так и подключений. К концу I полугодия количество сим-карт, используемых для телематики, предположительно вырастет на 50% и достигнет 1,5 млн, так как темпы роста потребности в услуге пока не падают. Это объясняется многими причинами, в частности, существенное влияние на рынок оказывает растущее число «умных» устройств, используемых в энергетике для автоматической передачи информации об объемах потребления электроэнергии сбытовым компаниям. В 2011 году число сим-карт МТС, используемых для М2М-соединений в энергетике, выросло на 95%. Сим-карты для М2М теперь используются и в нефтедобывающей отрасли, и в сфере почтовых услуг, где рост числа подключений составил 75%, сообщают в МТС. Кроме того, существенно вырастет интерес к услугам сотовых операторов благодаря развитию сетей третьего и четвертого поколений, а также развитию систем охранной сигнализации и проектам в сфере ЖКХ, связанным с установкой «умных» счетчиков не только электроэнергии, но и воды и газа.

Алексей Мазин, старший менеджер департамента по развитию МТС
«Дальнейшее развитие сервисов для сегмента М2М пойдет по пути консолидации отдельно взятых тарифов и услуг под зонтичным сервисом М2М-платформы», Алексей Мазин, старший менеджер департамента по развитию

и управлению продуктами МТС для бизнес-рынка

Кому и что

Ранее телеком-компании не уделяли особого внимания этому сегменту бизнеса, поскольку доля его была невелика и рос он медленно, а его показатель доходности несколько меньше в абсолютном выражении, чем у других продуктов. Но сегодня игнорировать это направление уже нельзя, да и с точки зрения затрат на привлечение и поддержание клиентов, по оценкам специалистов МТС, себестоимость М2М-услуг значительно ниже, чем сервисов для клиентов, пользующихся передачей голоса, данных и Интернетом.

Сервисы М2М ориентированы в основном на бизнес-рынок и интересны тем компаниям, которые используют в работе различное технологическое оборудование, требующее передачи специфичной информации как между самими устройствами, так и на серверы клиентов при невозможности использовать проводные каналы или другие альтернативные технологии. Интерес к М2М-сервисам МТС стала проявлять около трех лет назад, начиная с разработки специализированных тарифов и предложения простых продуктов, а затем предлагая специализированные решения по выделенным каналам для передачи такого рода информации. Сегодня компания предоставляет услуги «М2М-менеджер», «защищенная передача данных», «мобильные сотрудники», «специализированный тарифный план «Телематика»», термо-сим-карты, сим-чипы, которые позволяют технологическому оборудованию работать дольше и стабильнее в сложных климатических и эксплуатационных условиях.

Процесс создания защищенного канала для передачи данных начинается с заявки на создание услуги в технический блок, с заполненным опросным листом, в котором прописывается интересующая МТС информация по параметрам построения VPN. На основе этих параметров со стороны шлюза МТС строятся необходимые VPN-тоннели в сторону клиента, происходит детальная настройка канала, параллельно с этим на оборудовании GGSN (Gateway GPRS Support Node), выполняющем функции обслуживания абонентов GPRS и маршрутизации данных, реализуется запрошенная точка доступа, которая прописывается в GPRS DNS-сервере. И если абонент будет находиться не в зоне действия GGSN, на котором сконфигурирована точка доступа, локальный DNS-cервер обработает запрос и направит трафик в нужный GGSN-узел.

К настоящему времени в соответствии с требованием рынка компания уже вышла на более сложное портальное решение, позволяющее в режиме реального времени управлять сим-картами, установленными в телематических устройствах. Причем никакого дополнительного программного обеспечения не требуется.

Поддержка

Казалось бы, введение нового вида услуг должно привести к изменениям в инфраструктуре компании, в том числе в плане ИТ. В МТС признают, что поддержка сервисов требуется не столько со стороны ИТ, сколько со стороны технических подразделений, поскольку любой сервис телеком-оператора построен прежде всего на сети, которая существует у компании. Для реализации услуги нужна и интеграция в технологической области — канал обмена информацией от передающих технологических устройств непосредственно до клиента. И все особенности реализации определяются телематическими решениями. «Поскольку сервисы М2М развиваются эволюционно, их поддержка не требовала специальных усилий, — рассказывает Алексей Мазин, старший менеджер департамента по развитию и управлению продуктами МТС для бизнес-рынка. — С точки зрения ИТ основные затраты на поддержку сервисов лежат в плоскости обеспечения специализированной тарификации таких клиентов». Чтобы обеспечить такой дифференцированный подход, у компании должна существовать биллинговая система, достаточно гибкая для удовлетворения потребности бизнес-клиента любого сегмента, и система управления тарифами. «Мы используем как продукты собственной разработки, так и решения, построенные совместно с партнерами, и пока глобальных перестроек ИТ-систем для поддержки М2М-сервисов не производили — системы настраивались, мы осущест­вляли донастройку конфигурации ПО», — поясняет Мазин.

Чтобы предоставлять своим абонентам простые и удобные сервисы M2M, позволяющие оперативно контролировать состояние объекта, выборочно подключать и отключать услугу, проводить диагностику и т. д., МТС внедрила готовую M2M-платформу компании «Плюс один». «Это позволяет нашим клиентам работать с удобным порталом, где в визуально понятной форме представлена картина мониторинга всех объектов клиентской сети, собраны инструменты для ретроспективного анализа, управления услугами и расходами», — говорит Мазин. Интерес к таким решениям крупного оператора в том, что он предлагает клиенту законченный продукт, помогающий продавать сразу большое количество сим-карт.

Процесс интеграции между системой поддержки операционной деятельности (Operation Support System, OSS) и VAS-платформой (Value Added Services — услуги с добавленной стоимостью) начинается с формирования спецификации интерфейса управления абонентскими профилями в базе данных платформы (provision-интерфейс). «При работе с новыми платформами мы ориентируем поставщиков на создание provision-интерфейсов на основе спецификации SOAP/HTTP(S) с использованием подхода, изложенного в спецификации SPML (Service Provisioning Markup Language). По согласованной с МТС спецификации составляется приемочная методика, направленная на проверку provision-интерфейса. Методика является «сквозной»: заявка инициируется из CRM-системы с последующим запуском процессов в системе Order Management, взаимодействующей с системой Service Activator/Provisioning и обеспечивающей последовательный анализ откликов и их преобразование, обработку исключительных ситуаций и отображение результатов обработки заявки конечному пользователю», — рассказывает Мазин.

Будущее М2М

Согласно исследованию агентства Yankee Group, мировой рынок М2М в ближайшее десятилетие будет демонстрировать один из самых высоких темпов роста в сегменте услуг и ожидается рост М2М-соединений между устройствами: к 2015 году — до 217 млн (с 82 млн в 2011 году) с темпом роста в 100%.

В ближайшие три года МТС ожидает сохранения темпов роста этого сегмента бизнеса в связи с открытием новых отраслей экономики для подобных решений. Это одно из самых перспективных направлений с точки зрения объемов подключений, роста объема потребления услуг М2М. «В таких решениях заинтересованы все секторы экономики, начиная от сельского хозяйства и заканчивая высокотехнологичными отраслями промышленности. Например, к нам поступила заявка от одного из производителей сельскохозяйственного оборудования на размещение на нем М2М-сим-карт, чтобы упростить процесс поддержки покупателя, — рассказывает Мазин. Сами же услуги будут развиваться в направлении комбинирования ИТ-сервисов, которые представлены сегодня, расширения функционала имеющихся решений. Пока же они существуют в основном как дополнение к базовым сервисам передачи данных.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF