Консьюмеризация и социализация ИТ-поддержки бизнеса будут определять работу ИТ-департаментов в ближайшем будущем

Константин Поляков
Константин Поляков

Маленькая девочка проводит пальцем по оконному стеклу и удивляется тому, что не удается перейти к следующему экрану. Еще несколько лет назад эту сцену отнесли бы к жанру научной фантастики. В наши дни она кажется вполне реалистической — настолько глубоким стало взаимопроникновение человеческого быта и информационных технологий. С одной стороны, люди становятся все более зависимы от ИТ-услуг, с другой — сами ИТ-производители стремятся максимально приблизить свои товары и услуги к особенностям поведения людей. В борьбе за клиента вендоры бросают основные силы на разработку товаров индивидуального потребления — достаточно вспомнить смартфоны, планшетные компьютеры, социальные сети и т. д. Заимствование бизнесом технологий, созданных для индивидуального потребления, консьюмеризация ИТ — одна из наиболее заметных тенденций нашего времени. Ее перспективы обсудили участники одного из круглых столов, состоявшихся в рамках II CIO-конгресса «Российские просторы».

По мнению Александра Марковича, ИТ-директора Microsoft в России, Украине и Белоруссии, мы стоим на пороге взрывообразно растущего проникновения компьютеров во все сферы человеческой жизни. Размывается граница между индивидуальными и корпоративными ИТ-услугами. Как рядовые сотрудники, так и топ-менеджеры компаний все более хотят иметь возможность пользоваться на своем рабочем месте теми же ИТ-услугами, которыми они пользуются в обыденной жизни, отметил Дмитрий Иншаков, директор по ИТ PwC в России, член правления Российского союза ИТ-Директоров (СоДИТ). В частности, сравнение интерфейсов многих бизнес-приложений с интерфейсом, предлагаемым такими поисковыми системами, как «Яндекс» или Google, будет явно не в пользу специализированного ПО. Молодое поколение в первую очередь требует, чтобы доступ к ИТ-услугам на рабочем месте стал проще.

Борис Славин, член правления СоДИТ, считает, что будущее ИТ — за разумным сочетанием обеспечения потребностей индивидуального и корпоративного потребления. Нынешним бизнес-приложениям не хватает человеко­ориентированности. На сегодняшний день их архитектура и в первую очередь пользовательский интерфейс рассчитаны на циклическое исполнение бизнес-процессов организаций, ролевых обязанностей пользователей и слабо учитывают особенности человеческого восприятия и поведения. Это тормозит рост отдачи от их применения. С другой стороны, ИТ-товары и услуги потребительского рынка в массе своей изначально не были приспособлены для поддержки бизнес-процессов (пример — социальные сети). Отсутствие возможности фильтровать контент, чтобы отсеять большое количество не относящегося к делу «мусора», снижает их привлекательность для профессионалов в управлении организацией. «Социальные сети — неподходящее место для серьезных обсуждений», — считает он. Чтобы ИТ стали более результативными, необходим процесс конвергенции потребительского и корпоративного рынков.

В нынешней, как и в любой иной, ситуации ИТ-руководителю важно «держать нос по ветру» — предугадывать потребности компании и ее руководства в области ИТ, уверен Сергей Карелов, основатель и технический директор компании Witology. За всю историю рыночной экономики потребности бизнеса мало изменились: необходим постоянный рост производительности и повышение качества труда. К сожалению, для России это две основные беды. ИТ-руководители отечественных организаций могут уже сегодня принести реальную пользу основному бизнесу, помогая решить именно эти две проблемы. Но прежде необходимо справиться с двумя основными вызовами. Первый — рост объемов информации и инфокоммуникаций. Простейшей иллюстрацией служит объем электронной почты, ежедневно поступающей в корпоративные почтовые ящики. Вместо того чтобы писать требуемые регламентом десятки писем и создавать десятки документов, можно попытаться обсудить проблему в ходе личного общения. Многие это уже понимают.

В частности, отметил Карелов, есть много примеров, когда компании решали полностью отказаться от электронной почты для внутреннего общения и перейти к другим инструментам взаимодействия — например, службам мгновенных сообщений и созданию wiki-ресурсов. Второй вызов — рост интеллектуализации практически любого бизнеса: в цепочках создания добавленной ценности доля неформализованных знаний увеличивается и достигает сегодня 80%. Ответы на эти вызовы бизнес пытается найти в социализации совместной работы и использовании соответствующих приложений (корпоративных социальных сетей, систем обмена опытом и т. д.). Развитие этого направления — ключевой фактор стратегического успеха современной организации.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF