В конце мая произошло ожидаемое многими и, безусловно, значимое для российского рынка событие: после вступления в силу Приказа ФНС России № ММВ-7-6/138@ между компаниями стал возможен юридически значимый обмен электронными счетами-фактурами. Об ожидаемых последствиях этого шага для отечественных предприятий рассказывает Борис Нуралиев, директор «1С».

Борис Нуралиев
Борис Нуралиев

Какой эффект от обмена электронными счетами-фактурами возможен в масштабах российского рынка? И что этот обмен даст компаниям?

По разным оценкам, в России ежегодно оборачивается от 2 до 15 млрд счетов-фактур. Если хотя бы 5% этих операций будет осуществляться в электронном виде, можно представить, сколь весом будет экономический эффект в масштабах страны. Примерный порядок цен, предлагаемых операторами, известен. Отправка одного комплекта документов в электронном виде будет стоить около 10 руб., а физическая пересылка «бумаги» по факту обходится дороже минимум

на 20 рублей (вспомните, сколько стоит заказное письмо, или поездка в метро, или литр бензина — а это ведь не все затраты), так что экономия только на почтово-курьерских расходах тех, кто включится в электронный обмен, в сумме может составить от 2 до 15 млрд руб.

Полагаю, скоро многие предприятия и организации начнут переходить на безбумажный документооборот с клиентами и поставщиками. Общие его преимущества хорошо известны: значительное сокращение времени на подготовку и отправку документов, существенная экономия на материалах, почтовых и курьерских расходах, быстрый доступ к электронному архиву, удобный поиск документов. Те пилотные проекты, которые мы проводили еще до выхода приказа с компанией «Комацу СНГ» — крупной фирмой, обменивающейся документами со своими дистрибьюторами, показывают, что организации действительно начинают экономить с первых дней перехода на электронный документооборот.

 

Чтобы возможности юридически значимого электронного документооборота были востребованы широким кругом предприятий, понадобятся немалые усилия со стороны игроков рынка делового ПО. Какие действия с их стороны потребуются, чтобы электронный обмен документами стал по-настоящему популярен?

В общем случае обмен электронными документами, несмотря на свои неоспоримые преимущества, требует от предприятий выполнения определенных действий: сначала продавец в своей учетной системе создает документ, затем подписывает его своей электронной подписью, после этого производится загрузка документа в программу оператора электронного документооборота, а затем — отправка этого документа контрагенту. Далее покупателю необходимо ввести полученный документ в свою учетную систему, после чего его можно принять к реальному учету. Последний этап — наиболее трудоемкий и некомфортный.

Чтобы популяризовать сервисы, надо их делать не только дешевыми, но и удобными. От разработчиков делового ПО потребуются интегрированные решения, позволяющие организовать автоматический обмен документами в той же информационной системе, в которой пользователь ведет основную работу. Чтобы формирование, подписание и отправка документов производились буквально одной кнопкой, а поступающие электронные счета-фактуры так же автоматически «превращались» в документы учетной или ERP-системы. Для нашей платформы «1С: Предприятие» такое решение уже существует (я имею в виду «1С-Такском»). Считаю, что от массового перехода на легитимный электронный оборот могут выиграть все участники рынка.

Какого рода компании, вероятнее всего, захотят воспользоваться возможностями обмена электронными счетами-фактурами?

В первую очередь те, у кого имеются большие потоки документов, которые было бы целесообразно перевести в электронный вид, а это прежде всего те, кто активно работает на рынке B2B: крупные дистрибьюторские компании, желающие перевести в «цифру» документооборот со своими контрагентами, сетевые структуры, холдинги, производственные компании с большим количеством поставщиков и клиентов. Если обмен электронными счетами-фактурами возьмут на вооружение «узловые» компании, имеющие большое количество поставщиков и клиентов, и начнут настойчиво вовлекать в такой обмен своих контрагентов, то эта практика быстро распространится.

Что касается размера компаний, то, как показывает наш опыт, целесообразность использования услуг электронного обмена документами от этого фактора зависит не слишком сильно. Мы видим, что многие небольшие предприятия проявляют не меньший интерес к переходу на электронный документооборот, чем крупные.

Заинтересованность компаний в обмене электронными счетами-фактурами скорее зависит от сложившейся в разных нишах рынка практики ведения бизнеса. При неформальных методах взаимодействия между компаниями перейти на электронный документооборот будет сложнее. Если же бизнес-процессы четко прописаны и вероятность переделки документов задним числом невысока, то проблем возникнуть не должно.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF