Возможно, скоро ИТ-руководитель превратится в главного по инновациям. Не случайно примерно в 45% компаний региона ЕМЕА именно ИТ-подразделение становилось генератором инновационных идей для бизнеса. Такие данные содержатся в недавнем исследовании, проведенном The Economist Intelligence Unit, аналитическим подразделением авторитетного журнала The Economist. Что примечательно, в Восточной Европе, включая Россию, этот показатель даже чуть выше — 47%.

В компаниях, существенно опирающихся на инновации (что нередко можно наблюдать на рынках с высокой конкуренцией), ИТ-подразделения достаточно часто выступают инициаторами инноваций. Так, согласно оценкам Кирилла Дубчака, директора по ИТ компании «Эльдорадо» (интервью с ним — в этом номере журнала), в его компании примерно половина инновационных проектов стартовала по инициативе ИТ-службы. Впрочем, по его мнению, «задача управления информацией, как и архитектурой ИТ-систем, по всей видимости, будет по-прежнему стоять перед CIO, да и управление инновациями всегда было составной частью его роли и наверняка за ним сохранится».

Отношения к инновациям сильно зависят от позиции высшего руководства компании. Например, лет пять назад Сбербанк было очень трудно причислить к инноваторам, однако с приходом нового главы банка отношение к инновациям изменилось кардинально. К тому времени перемены действительно назрели: Сбербанк хотя и оставался крупнейшим на розничном рынке, тем не менее ему приходилось все труднее конкурировать с менее крупными, но более инновационными банками.

«На чем строятся инновации? В первую очередь на философии жизни компании: нужно оторвать сотрудников от того, что происходит сейчас, научить их мыслить на перспективу и не бояться нового», — отметил Алексей Катрич, исполнительный директор департамента развития ИТ Сбербанка, в ходе одного из круглых столов на II Всероссийском CIO-конгрессе. По его словам, краеугольным камнем инновационной деятельности в банке является клиент, его интересы и потребности — сегодняшние и перспективные. «Важно, чтобы инновации соответствовали потребностям клиентов», — пояснил Катрич.

Более консервативные в своем отношении к инновациям компании, как правило, не отметают категорически возможность внедрения новых технологий, но тщательно, прагматично оценивают пользу, которую они способны принести. «Зачастую бизнес не воспринимает идеи, исходящие от ИТ-руководителя, поскольку хочет, чтобы те, кто их выдвигает, сами преломляли эти идеи к потребностям бизнеса», — делится своим опытом Мария Вожегова, вице-президент компании «Росгосстрах» по ИТ и операциям, также выступившая на CIO-конгрессе. По ее мнению, очень важно предлагать такие инновации, которые оказывают положительное влияние на управленческие аспекты (правда, собственно управление компанией, как правило, находится вне зоны ответственности ИТ-руководителя). В качестве примера ИТ-инновации Вожегова привела систему управления знаниями, внедренную для работы сотрудников, работающих с клиентами.

Стоит ли CIO гнаться за ролью главного по инновациям? «Лично я испытал серьезное потрясение, когда сменил кресло директора по ИТ на кабинет директора по инновациям. Одно дело — учить всех, как правильно работать, и при этом не отвечать за бизнес-показатели, и совсем другое — нести реальную ответственность по своим KPI за то, что ведешь компанию в нужном направлении», — рассказал Олег Вайнберг, в недавнем прошлом директор по инновациям компьютер-центра «Кей». Думаю, каждый ИТ-руководитель должен сам решить, быть ли ему серьезным инициатором инноваций, оценив в том числе и свою готовность взять на себя груз ответственности за бизнес.