Выбирая модуль производственного планирования, следует тщательно проанализировать, насколько заложенные в нем алгоритмы соответствуют особенностям конкретного предприятия

В российской практике выбор методологии производственного планирования нередко осуществляется одновременно с выбором ERP-системы. Приобретая модуль производственного планирования в составе той или иной информационной системы, предприятие молчаливо соглашается с реализованной в нем методологией, во многих случаях это MRP II. Ее применимость на данном производстве обсуждается иной раз поверхностно, но и это позволяет избежать достаточно очевидных ошибок, например в случае непрерывного или дискретного характера производства.

Насколько успешным будет внедрение методологии производственного планирования, во многом зависит от добросовестности и компетентности консультантов, участвующих в проекте. Поскольку рассчитывать на это можно не всегда, желательно, чтобы все представители предприятия, участвующие в проекте внедрения (в особенности руководители ИТ-департаментов), имели представление о том, что же в действительности требуется предприятию. В частности, насколько отвечает его особенностям и потребностям популярная методология MRP II.

 

По новым правилам

В условиях современного рынка, особенно в период финансового кризиса, требуется пересмотр принципов стратегического планирования, считает Александр Реут, ИТ-директор Останкинского мясоперерабатывающего комбината. Необходимость формулировать стратегические цели и задачи, разумеется, сохраняется, но на ином качественном уровне. Что касается планирования объемов доходов и расходов, инвестиций в новые проекты и т. д., то в период экономической нестабильности это становится либо крайне затруднительным, либо формальным. Горизонт стратегического планирования велик — семь – десять лет. В условиях финансового кризиса нужны иные подходы к стратегическому планированию.

«Успеха можно добиться только путем прогнозного планирования производства с учетом индивидуальных производственных циклов для каждого вида продукции», Александр Реут, ИТ-директор Останкинского мясоперерабатывающего комбината

«Можно сформировать план движения денежных средств, но нужно помнить, что классические технологии планирования сейчас не работают», — считает Реут. Также, с его точки зрения, в период кризиса очень трудно управлять активами. «На нашем предприятии используется в основном только качественное формирование стратегических целей и задач, — рассказывает Реут. — Финансовые планы формируются непосредственно перед началом реализации проектов и работ».

На Останкинском мясоперерабатывающем комбинате, естественно, существуют годовые и месячные планы. Есть план продаж, который служит ориентиром при формировании плана производства. Однако по большей части выпускаемая продукция, как и везде в мясоперерабатывающей отрасли, — скоропортящаяся, и эта особенность обусловливает специфические требования к организации планирования.

Операционное планирование тесно связано со структурой бизнес-процессов. Предположим, что сегодня необходимо разместить на заводе заказ от клиента, который хочет, чтобы продукция к нему поступила завтра. На первый взгляд, все просто и понятно. Однако существует ряд ограничений: лимитированные производственные мощности, ограничения по доступности сырья, большой ассортиментный ряд и неопределенность оценки текущего спроса (то есть какие позиции ассортимента именно сегодня будут востребованы клиентами). Поэтому сотрудники отдела продаж, размещая сегодня заказы клиентов на завтра, обязаны уже сегодня знать ограничения по объемам продукции под заказ. Этого можно добиться только путем прогнозного планирования с учетом индивидуальных производственных циклов (длительности производства) каждого вида продукции.

В настоящее время на предприятии внедрена информационная система SAP ERP вместе с модулем SAP WMS, которая, помимо прочего, поддерживает прогнозный контроль размещения заказов и планирования производства. В частности, используется методология уточняющего многоэтапного прогнозирования. С учетом производственных мощностей, сезонности и истории продаж формируется прогнозный допустимый объем каждого вида продукции, он и служит ограничением для сегодняшней работы. Горизонт такого планирования на заводе — пять дней. Ежедневно анализируется доступность сырья и исправность оборудования, что ведет к последующему уточнению уже сформированных планов — структуры и объемов размещенных заказов. Этот волнообразный механизм планирования позволяет осуществлять контроль продаж на завтра.

Такие методики планирования, как MRP и MRP II, в отечественной мясоперерабатывающей промышленности практически неприменимы. Реут считает, что объемно-календарное планирование (Master Production Schedule, MPS), предварительное планирование мощностей (Rough Cut Capacity Planning, RCCP), циклы управления потребностями в сырье (Material Requirements Planning, MRP) и финансового планирования производства (Finance Requirements Planning, FRP) неадекватны реальным бизнес-процессам отрасли в России. Ведь сырье (говядина, свинина и пр.) в большинстве своем поставляется из-за границы, и постоянно меняющиеся пошлины, квоты и прочие ограничения не позволяют воспользоваться преимуществами таких схем, как MRP и FRP.

В то же время продукция отрасли (колбаса, сосиски и пр.) — это весовой товар, и спрос на него определяется сезонными колебаниями и потребительскими настроениями. Поэтому нельзя сформировать приемлемо точный план продаж, а значит, объемно-календарное планирование здесь невозможно. По этой же причине невозможно предварительное планирование мощностей.

«Думаю, что для нашей отрасли все эти «национальные» ограничения и особенности требуют разработки новой специальной методологии производственного планирования, которая могла бы заменить MRP II, — считает Реут. — Подобный инструмент наверняка был бы востребован и другими отечественными производителями скоропортящейся продукции».

 

Производство на заказ

Практически вся продукция расположенного в украинском городе Сумы предприятия «Насосэнергомаш», одного из крупнейших заводов «Группы ГМС», либо изготавливается, либо разрабатывается на заказ. Надежный обмен данными с «Гидромашсервисом» — торговой компанией «Группы ГМС», обеспечивающей «Насосэнергомаш» заказами, жизненно необходим для работы предприятия. По словам Михаила Василевского, ИТ-директора «Группы ГМС», завершение идущего сегодня в группе проекта внедрения ERP-системы Infor LN позволит торговой компании не только отслеживать в реальном времени ход выполнения размещенных заказов, но и регулировать приоритеты производства.

«Критическим фактором успеха внедрения системы планирования производства в условиях позаказного производства является создание в компании единого источника НСИ и внедрение PDM-системы», Михаил Василевский, ИТ-директор «Группы ГМС»

Важной функцией внедряемой информационной системы является возможность контролировать себестоимость изделия в процессе его производства. Задача предприятия — не только уложиться в заявленный срок, но и добиться нужного уровня экономической эффективности производства.

С другой стороны, отмечает Василевский, существующие возможности разработки и производства продукции завода «Насосэнергомаш» накладывают ограничения на деятельность торговой компании. Понимание текущей загрузки производственной площадки позволит ей правильно спланировать свою деятельность. Торговая компания в данной ситуации имеет возможность заключать соглашения и реализовывать продукцию с полным пониманием реальных сроков производства.

Координация планов продаж и планов производства после реализации проекта будет осуществляться в ERP-системе. Она позволит всем участникам этой сложной цепочки синхронизировать, согласовывать и вовремя корректировать свои действия. Разумеется, вся операционная деятельность предприятия остается на уровне завода, но ее состояние будет прозрачно как для самого предприятия, так и для корпоративного центра.

По мнению Василевского, чтобы система планирования в условиях позаказного производства функционировала успешно, необходим единый источник нормативно-справочной информации, а также внедрение на предприятиях PDM-системы (Product Data Management — система управления данными об изделии), содержащей всю конструкторскую и технологическую информацию о выпускаемых изделиях. Эти задачи, говорит он, крайне трудоемки, но их реализация дает очень заметный эффект.

В пилотном проекте на предприятии «Насосэнергомаш» предусмотрена автоматизация позаказного и проектного планирования производства. Появляется возможность связать сквозным планированием не только производственные процессы, но и работу всех вспомогательных служб. Особенно это важно при создании конструкторско-технологической документации. Все — от закупки сырья до выпуска продукции, от конструкторских разработок до сменно-суточных заданий — подчинено требованиям выпуска продукции в срок.

Внедряемая система, по словам Василевского, позволяет реализовать нужную предприятию стратегию закупок и формирования запасов сырья, материалов, комплектующих. Также можно строить сценарии планирования. После их проработки с учетом всех составляющих — от приоритетов заказов до сроков поставки материалов и загрузки производства — появляется возможность создания рабочего сценария. На его основе формируются планы производства, сменные задания и т. д.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF