Уралу облака не известны

Как показали результаты опроса, проведенного компанией «Грейт», оценка известности облачных технологий на Урале не превышает 5%. Авторы исследования констатировали факт, что проникновение облаков еще не прошло инновационную фазу и рынок еще только начал формироваться. 

Далее положительно ответившим респондентам был задан вопрос о наиболее известных маркетинговых аббревиатурах, используемых в профессиональном ИТ-сообществе: Communications as a Service, Desktop as a Service, Infrastructure as a Service, Platform as a Service и Software as a Service.

Как и ожидалось, наиболее известным термином стала аббревиатура SaaS — о том, что ее знают и могут расшифровать, заявило более 60% респондентов. Остальные маркетинговые термины менее известны — что такое PaaS и IaaS, знают всего лишь по 32% респондентов. Аббревиатуру DaaS могут расшифровать лишь 18% опрошенных, а о Communications as a Service слышали только 13%, включая ИТ-профессионалов, участвующих в профильных конференциях.

Наиболее веской причиной, мешающей развитию рынка облачных технологий в Уральском регионе, компании называют низкое качество услуг связи — частые «падения» сети, перебои, медленная реакция поставщиков услуг связи на инциденты. Следующие три близких по значению фактора, мешающие развитию рынка, — «особенности бизнес-менталитета», слабая информированность и низкая скорость передачи данных у операторов связи.

Большинство респондентов указали, что наиболее вероятный выигрыш от внедрения облачных технологий заключается в ускорении процесса внедрения новых технологий. Менее вероятными считаются экономия на приобретении оборудования, повышение эффективности компании и сокращение издержек  благодаря приобретению только необходимого в данный момент ПО. Полной неожиданностью стало то, что фактор снижения затрат на ИТ-персонал респонденты назвали наименее вероятным выигрышем от внедрения облачных технологий.

 

Вернется ли потерянное?

74% европейских компаний не уверены в возможности полного восстановления корпоративных данных после возникновения непредвиденных ситуаций. Более того, по оценкам Vanson Bourne, в течение последнего года потеря данных отразилась на деятельности четверти опрошенных компаний, где было утрачено в среднем около 400 Гбайт информации.

Лишь 2% респондентов, утративших данные, отметили природные катастрофы в качестве основной причины инцидента. В качестве причин лидируют неисправности оборудования, далее следуют ошибки пользователей, сбои систем энергоснабжения и программного обеспечения.

Среди наиболее ощутимых коммерческих последствий потери данных более половины пострадавших компаний указали на снижение производительности труда, более трети отметили уменьшение объемов продаж, а 20% — снижение уровня доверия заказчиков.

Как выяснилось, лишь в 73% опрошенных компаний существуют планы аварийного восстановления файлов и данных, наиболее критичных для операционной деятельности. Около 60% респондентов имеют такие планы для серверов электронной почты, а половина — для финансовых приложений.

Тем не менее участники опроса довольно оптимистичны в оценке возможности восстановления деятельности предприятий в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. В среднем, по оценке аналитиков Vanson, это займет у них один день, хотя разброс в представленных данных достаточно большой. Например, 8% респондентов уверены, что им потребуется менее часа, 28% считают — не более дня, а около 7% надеются преодолеть возникшие трудности за неделю или немного меньший срок.

 

BPM не хватает целостности

Большинство компаний осознают необходимость описания и контроля бизнес-процессов. Как показало исследование, проведенное российским офисом IDC, почти в каждой четвертой компании описаны все процессы, а в 60% компаний — ключевые процессы.

Наиболее продвинутые в этом отношении отрасли: нефтегазовая, производство товаров народного потребления и торговля. Наиболее отсталыми отраслями, где описание процессов зачастую лишь планируется, являются транспорт и логистика, госсектор и ЖКХ. Интересно, что почти в половине компаний бизнес-процессы описываются максимально глубоко, до уровня исполнителей.

Доля компаний, где существуют специальные подразделения, отвечающие за описание и оптимизацию бизнес-процессов, в большинстве отраслей примерно одинакова и составляет 39%. Как считают аналитики, именно отсутствие подразделений, отвечающих за оптимизацию бизнес-процессов, и отсутствие полного цикла управления структурой бизнес-процессов являются основными причинами низкого уровня процессной зрелости компаний.

Довольно часто они не получают положительного эффекта от внедрения BPM-решений, либо такой эффект слабее ожидаемого. Это может свидетельствовать о недостаточной проработке проектов или о недостаточном опыте исполнителей. Примерно в половине случаев основными препятствиями являются не финансовые трудности или отсутствие необходимости в таких решениях, а проблемы, которые как раз мог бы решить внешний поставщик: сложность решений, трудоемкость и нехватка специалистов.

 

Облака-2015

Как прогнозируют в Cisco, к 2015 году годовой объем облачнoго трафика вырастет в 12 раз — со 130 Эбайт до 1,6 Збайт, а среднегодовые темпы его роста составят 66%. Этот объем, в частности, включает 5 трлн часов деловых Web-конференций и 1,6 трлн часов видеопотоков высокого разрешения.

В настоящее время доля облачного трафика в общем объеме трафика центров обработки данных составляет 11%. По прогнозам, к 2015 году она должна превысить 33%. При этом 76% трафика ЦОД не будет выходить за их пределы и он будет связан с передачей рабочих заданий с одной виртуальной машины на другую, а также выполнением прочих фоновых задач. Лишь 17% трафика будет передаваться конечным пользователям.

Но гораздо интереснее прогнозы Cisco относительно объема российского облачного рынка. По оценкам экспертов компании, к 2015 году он превысит 1,1 млрд долл.