РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Социальные сети заменят объединенные коммуникации?

Рынок корпоративных приложений для совместной работы, реализующих функции, подобные тем, что встречаются в Facebook, Twitter и других социальных сетях, в ближайшие годы резко вырастет, полагают аналитики Forrester Research. Закупки корпоративных социальных приложений будут расти ежегодно в среднем на 61% и к 2016 году достигнут 6,4 млрд долл. В прошлом году они составили 600 млн долл.

Спрос на системы объединенных коммуникаций, реализующие обмен мгновенными сообщениями, переговоры и видеоконференции, с 2014 года начнет падать, считают аналитики, поскольку такие системы не позволяют сотрудникам находить нужных им коллег за пределами собственной рабочей группы. Наличие дополнительного социального уровня между сотрудниками и коммуникационной инфраструктурой позволит корпоративным социальным приложениям преодолеть барьеры на пути внедрения, мешавшие системам объединенных коммуникаций.

Рост рынка систем хранения данных «упал» до нормального уровня 

В III квартале 2011 года темпы роста продаж корпоративных систем хранения данных снизились, и отрасль вернулась к нормальному темпу роста после выхода из кризиса. По сравнению с III кварталом 2010 года продажи дисковых систем хранения выросли на 8,5%, заключают аналитики IDC. Такие темпы были характерны для этой отрасли перед началом рецессии в 2008 году. Во II квартале 2011 года рост превышал 10%. Замедлился рост и в физическом выражении: общий объем систем хранения, проданных за  III квартал , составил 5429 Пбайт — на 31% больше, чем в прошлом году за тот же период. Во II квартале 2011 года он вырос на 47%.

Общий объем рынка корпоративных систем хранения данных дошел до 7,6 млрд долл., 22% из которых пришлось на долю компании EMC. Продажи только внешних систем хранения выросли до 5,8 млрд долл., а EMC в этом сегменте принадлежит 29% — на 3% больше, чем в 2010 году. Ближайшим соперником EMC остается корпорации IBM с долей в 13%. Почти столько же — 12% — у компании NetApp.

 

УПРАВЛЕНИЕ

От ИТ-специалистов ждут массовых побегов

Как утверждают эксперты Silicom.com, при появлении хоть небольшого подъема в экономике мы можем стать свидетелями массового ухода наиболее одаренных ИТ-специалистов от нынешних работодателей. Чтобы избежать столкновения с этой проблемой, руководству следует прислушиваться к жалобам сотрудников и начать планировать стратегию по сохранению кадров уже сейчас.

Четвертый год продолжающегося кризиса может стать переломным. Настроения, когда сотрудники благодарны лишь за то, что у них есть работа, были характерны для первых лет кризиса, однако всему есть предел, и этот предел, похоже, наступил.

Специалисты недовольны отношением со стороны своих компаний: требований все прибавляется, а зарплаты остаются прежними. В большинстве компаний сотрудники полностью загружены, а перспективы их карьерного развития пока не ясны. Дополнительная рабочая нагрузка ведет к повышенному уровню разочарования.

Почти половина работающих ИТ-сотрудников, принимавших участие в опросе, заявляют, что сейчас они настолько раздражены, что взялись бы «за первую подвернувшуюся работу с достойной  зарплатой». При этом высокооплачиваемые ИТ-менеджеры с большей вероятностью перейдут на другую работу, как только им представится такая возможность.

60% работников кричат на свои компьютеры

Далеко не все пользователи компьютеров довольны тем, как работает корпоративное программное обеспечение. Как установил опрос, проведенный агентством Amplitude Research, 60% из них в выражении своих чувств доходят даже до того, что кричат на компьютер.

Более того, 18% опрошенных подумывали об уходе с работы из-за переживаний, вызванных проблемами с программным обеспечением, а для 17% поводом для ухода могло бы стать отсутствие необходимых для работы программных средств.

Как считают аналитики, результаты опроса показывают частое отсутствие взаимопонимания между сотрудниками, разрабатывающими или закупающими ПО, и теми, кому приходится с ним работать. 20% опрошенных уверены, что ИТ-службы не понимают особенностей их работы, а 61% думают, что сами бы смогли создать более эффективные программы — если бы обладали соответствующими знаниями.

Чаще всего среди нелюбимых программ упоминают Microsoft Excel и Salesforce.com.

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

В 2012 году крупные кибератаки дойдут до России

В ушедшем году киберугрозы росли не только количественно, но и качественно. Как отмечают в «Лаборатории Касперского», под ударом оказались как частные пользователи, так и корпоративный сектор.

Основной тенденцией в 2011 году стали целенаправленные атаки на крупные компании и правительственные структуры. Наиболее нашумевшими оказались взломы компаний Sony, Mitsubishi, HBGary, RSA, сената США, ЦРУ, а также итальянской киберполиции.

Эксперты подчеркивают, что в области защиты корпоративных пользователей сложилась парадоксальная ситуация: они защищены зачастую хуже, чем частные пользователи, и поэтому уязвимы даже для не самых сложных атак.

  На 2012 год прогнозируется несколько тенденций. Во-первых, начавшаяся миграция российских пользователей из отечественных социальных сетей в зарубежные приведет к последующей миграции и российских киберпреступников. Одной из главных причин потери денег российскими пользователями станут атаки на системы онлайн-банкинга. DDoS-атак тоже станет больше, а их мощность возрастет.

Ожидается, что целевые атаки на крупные корпорации и правительственные структуры, а также НИИ в 2012 году в полной мере дойдут до России. Основную группу риска в нашей стране составят компании нефтегазовой отрасли, энергетики, а также секторов тяжелого машиностроения, инжиниринга и добывающей промышленности.

Антивирусы ждет рост

Аналитики фирмы Canalys полагают, что непрекращающиеся атаки хакеров на компьютерные системы коммерческих компаний обернутся в  2012  году большой прибылью для разработчиков антивирусов и других средств информационной безопасности.

По прогнозам аналитиков, расходы на корпоративные программные средства компьютерной безопасности в 2012 году вырастут в мире по сравнению с 2011 годом на 9% и достигнут 22,9 млрд долл. Хотя разработчиков антивирусных программ сейчас часто критикуют за то, что они не успевают реагировать на появляющиеся угрозы, такие программы все равно считаются необходимыми для обеспечения базового уровня безопасности. Рост в этом сегменте рынка составит 7%.

Небольшие компании, разрабатывающие средства компьютерной безопасности, будут постепенно отвоевывать долю рынка у таких компаний, как Symantec, Trend Micro и McAfee. Одной из самых быстрорастущих компаний является «Лаборатория Касперского», отмечают аналитики. Увеличивают свою долю на рынке также Panda Security, F-Secure, Eset и AVG.

Многие разработчики начинают ориентироваться на мелкий и средний бизнес, упрощая процедуру покупки лицензий через онлайн-магазины.

 

БИЗНЕС И ТЕХНОЛОГИИ

Проблема России — недостаточная гибкость систем и устаревшее ПО

Перед российскими компаниями стоит острая необходимость в преобразовании существующих ИТ-систем, как заявили в агентстве Coleman&Parkes. Это обусловлено, с одной стороны, растущими требованиями конечных пользователей, а с другой — потребностью компаний в инновациях. Большинство респондентов опроса, проведенного  в России и EMEA, приходят к выводу о необходимости в кратчайшие сроки поменять акценты в ИТ-стратегии своих организаций.

  Например, половина ИТ-руководителей российских компаний считают отсутствие гибкости ИТ-инфраструктуры препятствием для решения бизнес-задач, стоящих перед предприятием, а 38% опрошенных видят причину отставания бизнеса в устаревающих приложениях. При этом только 5% российских ИТ-директоров сообщили, что пересматривали портфель используемых приложений за последние три года. Многие организации даже не знают, какие приложения у них есть и во сколько они обходятся.

Более 40% опрошенных полагают, что в случае модернизации приложений их организации могут сэкономить до 10% ИТ-бюджета. Помимо того, экономия в результате перехода на гибридные облачные среды может составить от 21 до 50% ИТ-бюджета компании.

Все это побуждает многие организации к пересмотру ИТ-стратегий и переходу на различные решения виртуализации. Более 50% организаций в России воспринимают облачные вычисления как двигатель инновационного развития организаций. При этом подавляющее большинство считает необходимым перевести бизнес-критичные приложения в облака уже в ближайшие пять лет.

PwC: традиционные ретейлеры не смогут конкурировать с интернет-магазинами

Россияне осуществляют покупки через Интернет значительно реже, чем жители других европейских стран. По данным PwC, в Великобритании 28% граждан совершают приобретения через Интернет раз в неделю, а среди россиян таких людей всего 12%.

Российский рынок онлайн-торговли еще относительно молод. Он активно развивается, пока далек от насыщения, а его основной тенденцией является увеличение аудитории — как за счет расширения географии обслуживания, так и за счет выхода на рынок онлайн-торговли новых игроков из ранее не представленных сегментов.

«Потребители предпочитают делать покупки в интернет-магазинах, как правило, по двум причинам: во-первых, благодаря более широкому, чем в традиционных магазинах, ассортименту товаров, а во-вторых, из-за более низких цен», — говорит Вардан Гаспарян, старший менеджер практики PwC по управлению цепочками поставок. Кроме того,  к покупкам через Интернет побуждают удобство совершения покупки, возможность сравнения товаров и удобная форма доставки. Как считает Гаспарян, традиционному ретейлу, особенно в регионах, уже в ближайшем будущем будет сложно конкурировать с онлайн-магазинами именно в силу физических ограничений. 

Для наиболее активных и состоятельных потребителей, представляющих для любого магазина наибольший интерес, большое значение имеют доверие к конкретному магазину, возможность получить товары без ожидания и удобная система возврата.

Ключевой тенденцией развития онлайн-торговли в мире является все более широкое включение социальных сетей в электронную коммерцию. Все большее распространение получают и геолокационные сервисы для привлечения покупателей. Наконец, покупатели все больше используют мобильные устройства как для совершения непосредственно онлайн-приобретений, так и для обращения к онлайн-ресурсам в процессе традиционного шопинга.

В результате все большую важность приобретают мультиканальные продажи: покупки через Интернет и в торговых точках сливаются для потребителя в единый процесс. Для традиционных ретейлеров очень важно полноценно присутствовать в Сети и выделять ресурсы для активной поддержки онлайн-направления.

Об аналогичных тенденциях говорят и в IDC: клиенты постепенно уходят из традиционных магазинов, все больше переключаясь на онлайн-покупки.  Традиционная модель продаж должна изменяться, отражая изменения, происходящие с клиентами. Появилась новая категория — онлайн-покупатели, имеющие совершенно другие ожидания по сравнению с традиционными. В первую очередь это касается информационной поддержки процесса покупок и качества сервиса.

Граждане хотят от ЖКХ прозрачности

Управляющим компаниям следовало бы активнее использовать ИТ в общении с жильцами, так как это существенно повысит лояльность граждан к «коммунальщикам». Как выяснила компания «Корус Консалтинг», 60% жителей крупных городов хотели бы видеть в качестве средств доставки информации от УК информативный веб-сайт и рассылку на электронную почту. «Дедовский» способ — расклейка объявлений по подъездам — устраивает всего 20% респондентов.

При этом на вопрос «Использует ли организация, управляющая вашим домом, современные технологии (веб-сайт, электронную почту, социальные сети, систему отслеживания платежей, систему документооборота)?» утвердительно ответили не более 15% жильцов, при этом многие опрошенные отмечали, что «используется на зачаточном уровне».

Сами граждане готовы к тотальной информатизации при управлении домами — Интернет и электронные терминалы при оплате услуг ЖКХ использует 70% респондентов. Более того, если бы использовались современные технологии, то не менее половины респондентов более активно участвовали бы в управлении домом — во всяком  случае, проверяли бы отчетность и документацию, предоставляемую УК. При всем этом россияне считают, что самое важное в работе управляющих компаний все равно не использование ИТ, а скорость реакции на жалобы жильцов, своевременное устранение неполадок, протечек, аварий, прозрачность формирования тарифов на услуги.

Главный вывод, сделанный авторами исследования, — российским управляющим компаниям невыгодно внедрять информационные технологии, так как они почти всегда ведут к повышению прозрачности и дают возможность объективно оценивать деятельность предприятия. Это коммунальщикам, похоже, совершенно не нужно. Возможен и обратный вывод: если управляющая компания внедряет ИТ, то вполне возможно, что качество ее сервисов выше среднерыночных.

ИТ-директор без «понтов»

Портал Global CIO представил результаты исследования «Портрет ИТ-директора 2012». Его целью стало создание силами ИТ-сообщества коллективного портрета современного ИТ-директора. Аудитория проекта составила 718 ИТ-руководителей, зарегистрированных на Global CIO. Опрос касался в меньшей степени профессиональной деятельности и в большей — личных пристрастий, а также планов на 2012 год.

Статус российских ИТ-директоров в корпоративной иерархии весьма высок. Почти половина из них подчиняется бизнес-руководству, каждый шестой является советником генерального директора, а почти каждый пятый — полноценным членом совета директоров.

Как выяснилось, любимые профессиональные области ИТ-директоров — это ИТ-стратегия, ИТ-инфраструктура и бизнес-приложения. Виртуализация и безопасность, а также облачные вычисления представляют для них гораздо меньший интерес.

Кроме того, опрошенные ИТ-руководители отличаются высокой публичной активностью: половина из них публикуются в СМИ, 25% регулярно выступают на конференциях. Кроме того, они участвуют в работе общественных организаций и создании нормативно-правовой базы, читают лекции.

Большинство ИТ-директоров моложе 40 лет. 84% из них имеют семью, более половины — с детьми. При этом в 2011 году 14% ИТ-директоров вообще не воспользовались отпуском (этот процент практически совпадает с числом холостяков), а остальные с удовольствием выезжают на отдых несколько раз в году, чаще всего за рубеж.

  Примерно 60% ИТ-директоров получают до 50 тыс. долл. в год, еще около 30% — от 50 до 100 тыс. долл. в год, а каждый девятый зарабатывает  более 100 тыс. долл. в год. Но несмотря на обеспеченность и наличие определенного вкуса, большинству ИТ-директоров чужды «понты». Большинство из них вполне устраивает экономический класс при авиаперелете. Не более четверти пользуются услугами личного парикмахера, еще меньшее число — услугами личного врача или домработницы. А личного водителя, адвоката и массажиста и вовсе имеют единицы. 

Лишь каждый третий ИТ-директор пользуется элитным парфюмом, и совсем не многие покупают дорогие костюмы и обувь. Из имиджевых аксессуаров они предпочитают дорогие часы и ручки.

В 2012 году большинство ИТ-директоров рассчитывают получить прибавку к жалованью. Многие планируют закончить MBA и выйти на рынок труда, кто-то мечтает основать свой бизнес. Но есть и такие, кто всерьез готовится встретить конец света на любимой работе.