Предложение новых услуг, оптимизация деятельности сегодня базируются на применении современных информационных технологий.

Сектор транспортно-логистических услуг, по мнению экспертов, сегодня достаточно стабилен, год от года наблюдается рост, рынок услуг близок к насыщению, в некоторых сегментах идет перераспределение собственности. При этом конкуренция непрерывно растет, в том числе со стороны зарубежных компаний. По данным Росстата, в январе – августе 2011 года грузооборот транспорта вырос на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года, причем рост замедлился, так как в 2010 году сектор вырос на 9,3%. Пассажирооборот транспорта общего пользования также вырос на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Но ожидания у экспертов разные. Одни полагают, что существенного роста рынка в ближайшее время не предвидится. Другие же считают, что ситуация улучшится, в частности за счет реализации правительственных программ. Чтобы поддержать развитие транспорта, Министерство транспорта РФ разработало Транспортную стратегию России на период до 2030 года. Федеральный бюджет гарантирует средства на организацию пассажирских перевозок внутри регионов. Для активизации работы пригородных железнодорожных маршрутов ежегодно из федерального бюджета в регионы будет направляться порядка 25 млрд руб. Малая авиация может рассчитывать на субсидии в 1 млрд руб. Около 30 млрд руб. в ближайшие два года направят на строительство транспортной инфраструктуры к Сочи-2014, около 18 млрд руб. — на модернизацию объектов железнодорожного транспорта общего пользования, более 682 млн руб. — на инфраструктуру автомобильной дороги «Амур» Чита – Хабаровск.

 

Эх, дороги...

Особое внимание будет уделяться развитию автотранспортной инфраструктуры. По различным оценкам, на автомобильный транспорт сегодня приходится около 40–45% объема коммерческих перевозок грузов, доля автомобильного транспорта в структуре пассажирооборота не превышает 30%. При этом удельный вес перевозок автотранспортом в последние годы растет. Отчасти это связано с тем, что около 80% производственных, транспортно-логистических структур, населенных пунктов страны не имеют других подъездных путей. Согласно правительственной программе, в ближайшие 5–10 лет страну ждет двукратное увеличение дорожного строительства: до 2020 года должны построить 18 000 км федеральных трасс. Всего до 2020 года на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог будет выделено 8,4 трлн руб. На ремонт и реконструкцию сельских дорог из Федерального дорожного фонда будет выделяться каждый год 7 млрд руб. — только в этом году планируется построить 500 километров.

Будет меняться ситуация и в столичных регионах. Основные цели программы развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2020 года — преодоление транспортного барьера между регионами, развитие сообщения с Европейским союзом, повышение безопасности на дорогах. Финансироваться проекты будут за счет федерального и региональных бюджетов, а также инвестиций крупных компаний, в числе которых и РЖД. Новая концепция улучшения транспортной инфраструктуры в столице предусматривает создание в Москве нового радиуса, реконструкцию Ленинградского шоссе, строительство транспортно-пересадочных узлов, объединяющих станции метро и остановки общественного транспорта, а также перехватывающих парковок на месте торговых площадок.

 

Ситуация в логистике

В настоящее время трудно выделить какой-то единый тренд в развитии логистики, считает Дмитрий Бацюро, директор по ИТ группы компаний «Атлантик». Например, спрос на почтово-логистические услуги по доставке грузов из-за рубежа устойчиво растет. Количество посылок (в основном с товарами дистанционной торговли), поступающих в Россию, растет более чем на 60% в год. В 2011 году объем письменной корреспонденции вырос на 4%, посылок — на 11%, EMS-отправлений — на 32%. При этом в секторе международных перевозок нарастает давление со стороны иностранных логистических операторов. Российским компаниям пока удается сдерживать натиск зарубежных конкурентов, так как именно запутанность и неоднозначность российской процедуры таможенного оформления является для иностранцев одним из основных препятствий для входа на российский рынок.

Компании конкурируют за клиента, предлагая все более разнообразные услуги. Почта России ввела SMS-оповещение о доставке отправления, появилась услуга по реализации электронных авиа- и железнодорожных билетов. В планах — внедрение услуги доставки посылок до двери. EMS Russian Post, один из крупнейших в РФ экспресс-операторов, запускает линейку услуг по переадресации отправлений, позволяющей перенаправить корреспонденцию или груз на более удобный для клиента адрес. Интернет-магазины все чаще передают функцию доставки на аутсорсинг специализированным компаниям.

Эксперты отмечают, что терминально-складская сеть в России формируется хаотично. Отсутствие государственной программы развития сектора, по мнению экспертов, негативно сказывается на рынке. Например, рынки Московского региона и Санкт-Петербурга эксперты считают «перегретыми», региональные же, наоборот, не развиты. Специалисты полагают, что перспективы есть только у мультимодальных сетей, использующих различные виды транспорта, с подключением к железной дороге — остальным операторам в недалеком будущем придется работать с иностранными сетями, продав полностью или частично свой бизнес зарубежному партнеру. Правда, небольшие компании полагают, что для них всегда найдется своя ниша.

Роль частно-государственных партнерств будет усиливаться. Уже сегодня частные инвесторы собираются связать московские аэропорты скоростным железнодорожным сообщением, вложив около 5 млрд долл.: первая линия скоростных трамваев между ними может быть запущена уже в 2015 году.

 

В полет

Авиаинфраструктура и транспорт находятся в стадии активных преобразований. В 2011 году наблюдалась активность в сфере слияний и поглощений в аэропортовом бизнесе. Все большие доли региональных аэропортов переходят в частные руки. В течение этого года компании «Ренова» и «Новапорт» приобрели по 51% акций аэропортов Толмачево и Волгограда, новые акционеры появились еще у двух аэропортов. Государство планирует продать пакеты акций аэропортов Анапы и Астрахани, а также еще ряда локальных аэропортов.

Пассажиро- и грузооборот гражданской авиации России за январь – сентябрь 2011 года выросли на 13,6 и 4,9% соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На первую пятерку компаний («Аэрофлот», «Трансаэро», «ЮТэйр», «Сибирь», «Россия») приходится 56,4% перевезенных пассажиров. В перевозке грузов (международных и внутренних) в январе – сентябре 2011 года на первые пять компаний («ЭйрБриджКарго», «Аэрофлот», «Волга-Днепр», «Полет», «Трансаэро») приходилось 70,9% рынка. Концентрация растет. Росавиация ожидает в 2012 году некоторого замедления роста из-за замены парка, так как новые требования повлекут остановку ряда судов. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ, к 2014 году перевозки пассажиров вырастут на 35–40% по сравнению с 2010 годом. Поэтому сегодня правительство озабочено увеличением в 2 раза пропускной способности аэропортов Шереметьево, Домодедово и Внуково к 2020 году.

Конкурируя, авиакомпании и аэропорты стремятся предоставить пассажирам новые возможности с использованием современных ИТ. Например, пассажиры некоторых авиакомпаний, вылетающих из аэропорта Домодедово, теперь могут зарегистрироваться на свой рейс через Интернет с любого мобильного устройства или пройти саморегистрацию в аэропорту через киоски.

 

Направления автоматизации

Для предоставления конкурентных услуг клиентам, по мнению экспертов, компаниям необходима автоматизация основной производственной деятельности. По мнению Бацюро, отечественные компании должны сосредоточиться на оптимизации и автоматизации основных бизнес-процессов, чтобы конкурировать с иностранными компаниями на равных. С его точки зрения, это невозможно реализовать без внедрения ERP-систем. Понимая это, внедрили новую учетную систему в IM Logistics. Для централизации кадрового, бухгалтерского и налогового учетов, а также автоматизации предметно-количественного учета УФПС Тульской области внедрило решение на базе «1С:Предприятие 8.2».

ERP-системы должны, по мнению Бацюро, содержать модули, управляющие исполнением процессов. В связи с этим в компании «Атлантик» внедряли и развивали функциональность управления бизнес-процессами на базе ERP-системы Microsoft Dynamics AX.

Автоматизации работы с целью оптимизации затрат и повышения производительности уделяли внимание региональные логистические операторы. По оценкам компании LogistiX, спрос на WMS-системы в регионах России за прошедший год вырос в среднем на 20%. В Москве и Санкт-Петербурге еще есть потребность в автоматизации, но потенциальная емкость регионального рынка, считают в компании, много больше — около 60% всех реализованных компанией проектов по автоматизации складских комплексов пришлось на регионы. Дилерский центр «Тойота Центр Омск», входящий в группу компаний «Автоплюс», завершил внедрение системы incadea.engine DMS на базе Microsoft Dynamics NAV для автоматизации основной деятельности, включая управление запасами и складами. Совершенствование системы управления складом грузовых автомобилей, а также обеспечение мониторинга их производства и транспортировки было одной из целей внедрения CRM-системы BrightAuto CRM в компании «Рено Тракс Восток» — эксклюзивном дистрибьюторе грузовых автомобилей Renault Trucks (Volvo Group).

CRM-технологии и поддерживающие их системы — еще один аспект, который, по мнению экспертов, сегодня требует внимания. «Грамотное удержание клиентов с помощью программ лояльности является важной составляющей нашего бизнеса. Необходимо выстраивать управление отношениями с клиентами хотя бы на уровне с конкурентами (особенно иностранными), что невозможно без современных CRM-систем», — говорит Бацюро.

Фактором успеха любой компании является способность удержать лучшие кадры, выстроить правильную кадровую политику. Решения этой задачи, а также упрощения формирования сводных отчетов добились за счет внедрения системы «БОСС-Кадровик» в транспортно-экспедиторской компании «ФосАгро-Транс», организующей железнодорожные перевозки в стране и за рубеж, экспедирование и перевалку грузов в портах Санкт-Петербурга, Мурманска, Новороссийска, Калининграда и Таллина.

Ужесточение Минтрансом правил лицензирования наземного пассажирского транспорта и оснащение его навигационным оборудованием должно повысить безопасность перевозок. Коммерческие компании идут на эти проекты добровольно, причем большинство крупных операторов уже давно их реализовали. Например, завершен проект по внедрению системы автоматизированного контроля за автопарком компании «ПаллетТрейд», холдинга с разветвленной региональной структурой сбыта, двумя производственными комплексами и собственным автопарком, насчитывающим несколько десятков грузовых автомобилей, на основе информационно-навигационной услуги «НИКА».

Одним из инструментов системы качества станет система управления техническим обслуживанием и ремонтами на основе комплекса TRIM в троллейбусной компании «Электротранспорт» (Мурманск).

Особое внимание компании уделяли инфраструктурным проектам. Важную роль в улучшении потребительских свойств финансовых услуг «Почты России» играет оснащение отделений каналами связи: 31 тысяча из более чем 40 тысяч фронт-офисов уже подключено к сети, до конца I квартала 2012 года планируется подключить еще 5,4 тыс. отделений. Обеспечил услуги связи своим арендаторам (более 50 компаний) производственно-логистический комплекс «Северное Домодедово». Завершился проект по созданию телекоммуникационной инфраструктуры авиакомпании «Трансаэро» в многоэтажном офисном комплексе в аэропорту Домодедово. Созданная корпоративная защищенная сеть VPN значительно ускорила обмен данными и процесс принятия решений, связав в единое информационное пространство подразделения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) в Москве и еще 36 регионах страны. Владивостокский центр обслуживания воздушного движения, осуществляющий аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, закупил телекоммуникационное оборудование Zelax: сеть передачи данных между отделениями и объектами радиотехнического обеспечения полетов выполняет передачу радиолокационной и радиопеленгационной информации на мониторы диспетчера управления воздушным движением.

Управление ИТ-активами — важная составляющая ИТ-инфраструктуры. Внедрили процесс управления конфигурациями и активами на базе программного продукта OmniTracker в группе компаний «Рольф». Новая система управления объектами КИС на базе программного комплекса LANDesk создана в аэропорту Домодедово. Помимо стандартных функций она обеспечивает интеграцию с HP OpenView Service Desk, передачу данных в систему документооборота на базе IBM Lotus Notes Domino, а также централизованное управление принтерным парком с использованием Netaphor SiteAudit.

 

ИТ-перспективы

По мнению большинства экспертов, объемы инвестиций в ИТ компаний сектора в ближайшем будущем не сократятся. Компании продолжат автоматизировать основную производственную деятельность, будут вести инфраструктурные проекты, в том числе модернизировать оборудование и виртуализировать серверные мощности. Особое внимание ожидается к технологиям взаимодействия с клиентами, включая портальные.