Алексей Киселев, аналитик компании «Русские Навигационные Технологии», kiselev@autotracker.ru

Как любая сложная управленческая система, мониторинг транспорта требует четкой постановки целей и задач, неукосительного следования этим целям, выполнения эксплуатационных требований и регламентов.

Внедрение системы, ее адаптация к внутренним процессам предполагают немалые инвестиции. Транспортному предприятию необходимо соблюдать определенную последовательность действий, чтобы с минимальным финансовым риском внедрить спутниковую систему мониторинга и наладить ее эффективную работу.

 

Анализ работы транспорта

Прежде чем планировать внедрение системы, необходимо проанализировать, как транспортные службы выполняют свою работу, и выделить контрольные параметры финансовых и управленческих показателей, а также факторы риска.

К финансовым показателям следует отнести все затраты на эксплуатацию транспорта — как прямые, так и косвенные: топливо и ГСМ, стоимость ТО и ремонта, запчастей, зарплаты сотрудников, штрафы ГИБДД, оплату связи и прочие расходы. Предприятие определяет для себя наиболее затратные статьи расходов на транспорт и принимает решение об их оптимизации.

Управленческие показатели — это все, что связано с процессами работы: какие грузы и как перевозят автомобили, режим, удаленность, критичность соблюдения маршрутов и расписаний, графики движения, объемы перевезенного груза, пройденные расстояния, порядок посещения точек доставки и пр. Анализ этих процессов выявляет узкие места, недочеты. Каждое автотранспортное предприятие может на основе собственных задач и процессов выработать систему качественных показателей деятельности.

Среди факторов риска — нарушения скоростного режима и режима охраны автомобилей и грузов, неправильный стиль вождения, нарушения водителями режима сна и отдыха. Факторы риска должны учитываться для всех автотранспортных предприятий, но особенно они важны, например, при перевозке пассажиров, ценных и опасных грузов.

Проанализировав работу транспорта, любое автотранспортное предприятие может составить для себя таблицу контрольных параметров, которая позволяет четко сформулировать задачи контроля и объективно взглянуть на текущую ситуацию, выделить наиболее затратные или важные показатели.

 

Подбираем, тестируем и выбираем

Чтобы не ошибиться в выборе системы и не потратить напрасно средства, желательно придерживаться ряда критериев при выборе поставщика системы и учитывать особенности работы предприятия. Вот некоторые наиболее распространенные и важные критерии выбора.

• Продолжительность работы компании на рынке не менее 2–5 лет, положительные отзывы от партнеров и клиентов, развитая региональная сервисная сеть. Третье требование особенно актуально, если в вашей компании имеется несколько автомобильных подразделений, рассредоточенных по стране.

• Реализация рабочего места пользователя на базе клиентского приложения, локально устанавливаемого на его ПК, или Web-клиента. Здесь все зависит от задач заказчика. Для большинства компаний программный Web-интерфейс системы мониторинга предпочтительнее, так как не требуется устанавливать ПО на компьютер пользователя. Доступ к системе может осуществляться в любое время, в любом месте, с любого устройства: ПК с любой операционной системой, смартфона, планшета и пр. У локально установленного ПО есть свои преимущества — например, возможность использовать собственный сервер базы данных и карт либо вообще не пользоваться интернетом при работе с системой, чтобы полностью исключить утечку данных. В любом случае интерфейс клиентского модуля системы мониторинга должен быть простым и удобным.

• Наличие необходимых отчетов и системы предупреждений. Важно, чтобы данные, получаемые из системы, соответствовали вашим задачам. Необходимо понять, как вы будете использовать эти данные для принятия управленческих решений и оптимизации процессов, насколько эти данные отражают полноту картины работы транспорта, соответствуют ли они разработанным вами параметрам контроля.

• Собственная разработка системы поставщиком предпочтительна. Иногда возникают проблемы с настройками оборудования прибалтийского или китайского производства, сложности с обновлением прошивки и адаптации под российскую сотовую связь. С оборудованием, изначально разработанным для российских условий эксплуатации, таких трудностей, как правило, не возникает. В пример можно привести системы мониторинга «АвтоТрекер», «АвтоГРАФ», «Гранит Навигатор».

• Возможность доработки ПО под потребности заказчика. Здесь надо помнить, что доработка под индивидуальные потребности удлинит сроки проекта и увеличит его стоимость. Иногда проще приспособить под свои нужды готовые и проверенные решения. Однако готовность поставщика к доработке свидетельствует о его серьезности и надежности.

• Ассортимент карт. Оптимальный вариант, устраивающий большинство пользователей, — это поддержка бесплатных Web-карт, таких как «Яндекс.Карты», GoogleMaps, OpenStreetMap и др. Но тем не менее желательно иметь возможность подгрузить дополнительные карты, например от компании «Ингит» или 2GIS.

• Наличие у поставщика абонентской службы и горячей линии поддержки.

• Обучение работе с системой. Такая услуга есть практически у всех поставщиков, но в некоторых случаях она не входит в стоимость внедрения, а предоставляется за отдельную плату.

• Опыт внедрения в конкретной сфере бизнеса. Самый эффективный способ проверить, насколько система подходит именно вам, — это пообщаться с теми, кто уже заказывал эту систему. Хорошо, если разработчик предоставит вам возможность ознакомиться с работой системы на одном из предприятий-заказчиков, деятельность которого аналогична вашей.

• Соответствие требованиям законодательства. Если ваше предприятие государственное или муниципальное, если оно занимается перевозкой пассажиров или опасных грузов, то необходимо проверить, соответствует ли выбранная система нормативным актам и предписаниям. Например, закон № 22-ФЗ от 14.02.2009 «О навигационной деятельности» предписывает оснащать определенные виды транспорта оборудованием, использующим сигналы российской спутниковой системы ГЛОНАСС.

 

Тестирование системы

Практически все поставщики предлагают протестировать их систему, обычно в течение двух – четырех недель. Эту возможность нужно использовать, чтобы понять не только соответствие заявленным показателям работы, но и работоспособность системы в реальных условиях именно на вашем предприятии и в рамках ваших процессов.

Программу испытаний системы мониторинга транспорта может разработать каждый, кому по силам подготовка системы контрольных параметров работы транспорта. Практические результаты работы системы мониторинга выглядят несколько иначе, чем в теории. Во-первых, существуют погрешности и отклонения. Ваша задача — выбрать систему, где эти отклонения будут не критичны. Во-вторых, необходима настройка системы для решения своих задач. В-третьих, нужно смоделировать собственные процессы в системе и получение данных по ним, в частности маршруты для транспорта, расписания, уведомления о нарушениях. Такие функции есть в большинстве систем, но задача тестирования — выбрать ту, где это реализовано удобнее всего для вашего предприятия.

Запустив тестирование системы, следует настроить в ней все нужные процессы и показатели. Необходимо понять, как и в каком виде собираются данные: сколько времени занимает формирование необходимых отчетов, насколько сложно сформировать новый маршрут или расписание. Обязательно смоделируйте какую-либо ситуацию. Тогда можно будет уяснить, какие сложности возникают в работе и удается ли достичь поставленных целей.

 

Регламент работы системы на предприятии

После установки оборудования и ПО необходимо распределить между сотрудниками обязанности и назначить ответственных, создать процессы, позволяющие с помощью системы достичь поставленных задач. В этот момент очень важно создать механизмы работы с системой и закрепить их во внутреннем документе предприятия, который обычно называют «Регламент эксплуатации системы мониторинга транспорта». Основные положения этого регламента содержат алгоритмы использования информации, обязанности сотрудников при работе с системой, описания транспортных процессов, связанных с системой, ситуации и алгоритмы реагирования на них сотрудниками, элементы мотивации сотрудников, должностные инструкции и пр.

 

Информация в системе

Система генерирует сообщения о текущем состоянии транспортного средства и его бортового блока. По своему характеру и степени значимости состояния транспортного средства делятся на четыре категории.

Штатные ситуации: транспортное средство используется согласно путевому заданию, бортовой блок функционирует нормально. Никакие действия системой и диспетчером не предпринимаются, результаты просто фиксируются в журнале наблюдений для последующего статистического анализа.

Нештатные ситуации: отклонения от графика, маршрута движения и т. п. в пределах установленного допуска, временное отсутствие связи или видимости спутников GPS. Требуют контроля со стороны наблюдателя до их полного устранения. В ряде случаев рекомендуется взаимодействие наблюдателя с водителем (указание о возникшем опоздании и т. п.).

Аварийные ситуации: сверхнормативное отклонение от графика, маршрута, длительное отсутствие связи или видимости спутников, неисправность транспортного средства и бортового блока, нарушение условий транспортировки груза. К этой же категории относятся события, которые могут свидетельствовать о злоупотреблениях со стороны водителя. Чтобы устранить нарушение и не допустить его впредь, требуется вмешательство руководителя низового подразделения. Меры могут приниматься разные, вплоть до временного вывода транспортного средства из эксплуатации. Рекомендуется контроль за работой низового руководителя со стороны руководства автотранспортного предприятия.

К аварийным причисляются чрезвычайные ситуации, угрожающие жизни и здоровью водителя и пассажиров, сохранности груза и транспортного средства. К этой же категории относятся серьезные неисправности транспортного средства. Здесь требуются немедленное вмешательство служб экстренной помощи и контроль со стороны руководства автотранспортного предприятия.

Классификация сообщений, генерируемых системой, и присвоение им тревожных статусов производятся на этапе установки и настройки системы. Потом, по мере необходимости, администратор системы может вносить в эту классификацию коррективы.

 

Сотрудники и система

Как правило в работе системы принимают участие три основные категории сотрудников.

• Сотрудники, осуществляющие производственный процесс (автоперевозки) и управляющие им: руководитель автотранспортного предприятия, руководители низовых транспортных подразделений (бригад, маршрутов, колонн), водители.

• Сотрудники, осуществляющие эксплуатацию системы и контролирующие перевозки: системный администратор, администраторы, старшие наблюдатели, наблюдатели.

• Сотрудники вспомогательных и смежных служб: автомеханики, системные администраторы других корпоративных приложений, бухгалтеры.

Ключевую роль играют наблюдатели и низовые руководители. Наблюдатели обнаруживают отклонения от нормального хода перевозок, низовые руководители отвечают за оперативное устранение нарушений (либо контроль над тем, как водители устраняют нарушения самостоятельно).

В регламенте эксплуатации необходимо описать роли, выполняемые каждым сотрудником и подразделением, а обязанности закрепить в должностной инструкции.

Отдельным разделом в регламенте эксплуатации системы является ее интеграция в производственный процесс предприятия.

Общее управление профильной деятельностью автотранспортного предприятия осуществляет его руководитель (на крупных предприятиях — отдел перевозок). Он ставит производственные задачи перед руководителями низового подразделения. Руководители подразделений выдают путевые задания водителям и контролируют их выполнение.

На предприятии, использующем систему мониторинга транспорта, руководитель подразделения сообщает путевое задание водителю и наблюдателю, ответственному за данный автомобиль (либо сам выполняет роль наблюдателя). Наблюдатель вносит эту информацию в систему (ставит автомобиль на маршрут). После этого система контролирует выполнение установленного задания в автоматическом режиме и собирает статистическую информацию (пробег, расход топлива и т. п.).

 

Безопасность бортового оборудования

Поскольку внедрение системы препятствует незаконному обогащению недобросовестных сотрудников, оборудование системы должно быть защищено от действий, направленных на его отключение или преднамеренное повреждение. В первую очередь это относится к бортовому оборудованию автомобилей.

Сама система с технической стороны, как правило, в достаточной степени защищена от злонамеренного воздействия. Наиболее распространенные методы, такие как отключение питания, вскрытие бортового блока и др., протоколируются системой. Замыкание или экранирование антенн GSM и GPS может привести к утрате части функциональности системы, однако сам факт долговременной потери связи или видимости спутников должен насторожить и быть тщательно расследован. Подтвержденная неработоспособность бортового блока представляет собой аварийную ситуацию, и выпуск автомобиля на линию исключен.

Наиболее эффективным организационным мероприятием является возложение материальной ответственности на водителя за оборудование, установленное на его автомобиле, и за его нормальное функционирование.

Чтобы достичь максимального эффекта от внедрения системы, целесообразно ввести на предприятии систему материальных взысканий и поощрений для водителей.

* * *

Любая компания, имеющая собственный автопарк, неизбежно сталкивается с необходимостью внедрения системы мониторинга транспорта, которая поможет сократить расходы на ГСМ, повысить дисциплину среди водителей, вычислить оптимальный маршрут движения между пунктами и многое другое, что положительно скажется на эффективности работы всего автопарка. И чтобы составить и внедрить регламент эксплуатации системы мониторинга транспорта необходимо провести сложную и ответственную работу, учитывая факторы функционирования транспорта на предприятии и архитектурные особенности системы.