Наиболее ощутимые успехи были достигнуты в подходах к управлению рисками и в разработке новых методик стресс-тестирования. 83% опрошенных банков сообщили об усилении контроля рисков со стороны членов совета директоров, причем 42% отметили их существенно более активное участие в этом процессе. Большинство респондентов заявило, что члены советов директоров участвуют в формировании политики и подходов к управлению рисками, уделяя больше внимания и времени этим вопросам. Это изменение представляется наиболее значительным.

Кроме того, в 89% банков директора по управлению рисками после кризиса 2008–2009 годов стали играть более важную роль. В настоящее время более половины этих менеджеров подотчетны напрямую генеральному директору, а для 21% установлена двойная линия подотчетности: не только генеральному директору, но и комитету по рискам совета директоров.

Подавляющее большинство банков заявляет о новых методиках внутреннего стресс-тестирования. В рамках таких проектов были созданы единые стандарты моделирования, скорректированы модели с целью уменьшения их зависимости от исторических данных, увеличены количество и степень неблагоприятности сценариев, а также расширены горизонты прогнозирования.

Однако существуют и менее благополучные области. Аналитики рекомендуют приложить значительно больше усилий в области культуры управления рисками в целом и к управлению ИТ-рисками в частности. Многие руководители реализуют ряд инициатив, направленных на выработку комплексных и последовательных подходов к управлению рисками. Однако лишь 23% из них считают, что близки к завершению этого процесса. Что касается ИТ-рисков, то повышение эффективности управления ими потребует на протяжении многих лет большого количества времени топ-менеджмента, значительных объемов трудовых ресурсов и средств для систематического улучшения процессов.

Очевидно, банками был проделан большой объем работ, но не опоздало ли лечение? Помогут ли предпринятые банками реорганизации в условиях возможной второй волны кризиса?

 

Смена парадигмы

Финансовые рынки России переживают нелегкий период. Под влиянием мировых изменений компании сталкиваются с новыми задачами. Ситуация меняется достаточно быстро, и перед финансовыми институтами стоит необходимость выбрать правильное решение в условиях неопределенности.

Финансовый сектор России характеризуется несколькими важными тенденциями, меняющими в настоящее время привычную парадигму:

• cнижение ликвидности финансовых институтов;

• значительная доля плохих активов;

• уменьшение рыночной стоимости активов, полученных в качестве залогов по кредитам;

• повышенное внимание кредиторов к соблюдению банками требований по привлеченному финансированию;

• ужесточение контроля банковской деятельности.

Несмотря на имеющиеся на российском рынке проблемы, «Индекс впечатления клиента», публикуемый PricewaterhouseCoopers, демонстрирует положительную динамику. Данное исследование оценивает банки по пяти элементам, формирующим впечатление клиентов: «Бренд», «Коммуникации», «Окружение», «Предложение» и «Культура». Особенно заметен рост показателей российских банков по трем последним элементам.

Аналитиками была выявлена прочная взаимосвязь между эффективностью продаж и впечатлениями клиента: банки, получившие высокую оценку по одному параметру, имели высокий балл и по другому. Также в ходе исследования выяснилось, что общий остаток средств на депозитах в банках-лидерах примерно в пять раз больше, чем в банках с самыми низкими оценками, а общий объем средств на депозитах до востребования — в 13 раз. Таким образом, клиенты поддерживают прочные отношения с теми банками, которые их лучше обслуживают.

Как подчеркивают аналитики Senteo, банки переживают непростой период трансформации, когда фактор лояльности клиента стал еще более значимым. Организации, демонстрирующие серьезное отношение к потребителю, стабильно показывают положительные результаты, в отличие от остальных банков.

Признаки реального улучшения ситуации в банковской сфере подтверждаются такими фактами, как появление инновационных продуктов и их индивидуализация, повышение качества обслуживания, увеличение скорости и эффективности оказания услуг, обеспечение доступности и удобства. Клиенты быстро замечают подобного рода улучшения и, как правило, ценят их даже больше, чем до кризиса 2008–2009 годов. «Как бы то ни было, средний клиент стал более требовательным и рассчитывает на внимательное отношение к себе со стороны всех поставщиков услуг, будь то банки или другие предприятия сферы услуг», — комментирует Майкл Рукман, президент консалтинговой компании Senteo.