Хрупкий, дорогостоящий экран из стекла размерами более 6х2 м, специально заказанный в Америке, застыл на высоте 13-го этажа. Чтобы обеспечить возможность его доставки на этаж, строители задержали плановый ход работ и разобрали остекление фасада в том месте, где размеры фасада позволяли пронести стекло внутрь. Чтобы поднять хрупкий габаритный груз, пришлось вызывать специальный кран. Подстраховать работы было доверено бригаде промышленных скалолазов. Отдельной сложной задачей оказалось перемещение экрана по этажу. К счастью, внутренних стен-перегородок на этом этаже еще не было, и ничего ломать не пришлось. Все вздохнули с облегчением, когда стекло было наконец доставлено туда, куда и планировалось, — в будущий центр трехмерного визуального моделирования компании «ТНК-BP». Центр представляет собой мультимедиастудию, точнее, своего рода 3D-кинотеатр, предназначенный для исследования геологических, геофизических и гидродинамических моделей нефтяных месторождений. Это лишь один из множества эпизодов переезда компании в новый офис.

 

Цель — экономия

В I квартале 2010 года совет директоров компании «ТНК-ВР» принял решение о консолидации всех 12 московских офисов компании в одном здании бизнес-центра Nordstar Tower. Согласно предварительным расчетам, реализация проекта позволила бы компании существенно снизить ее операционные затраты.

«Мы оценили вариант «как есть», изучили дисконтированный денежный поток и сравнили его с вариантом переезда. Расчеты показали, что операционные затраты должны снизиться более чем на 30 млн долл.», — вспоминает Татьяна Мохова, директор ИТ-проектов компании «ТНК-ВР». Аренда помещений, где раньше размещались большинство офисов, обходилась весьма недешево, так же как и владение принадлежавшим компании зданием на Арбате. По этой причине было решено переехать на арендуемую площадь в строящийся бизнес-центр. Благодаря этому затраты на содержание московского офиса должны существенно снизиться.

 

«Работа бизнес-подразделений не прекращалась ни на минуту. Бизнес практически не заметил переезда», Татьяна Мохова, директор ИТ-проектов компании «ТНК-ВР»

В жестких рамках

Проектной команде, руководившей переездом, предстояло развернуть в новом здании современную инженерную и ИТ-инфраструктуру. Затем консолидировать в новом офисе 3,5 тыс. сотрудников, работавших в 12 московских офисах компании, обеспечив им сервис на уровне не ниже прежнего. На реализацию проекта отводилось всего семь месяцев — предельно сжатые сроки для такого комплекса работ. Проектной команде и подрядчику в лице «Астерос» приходилось действовать очень гибко, максимально быстро принимать решения, когда выяснялось, что методы, предложенные вначале, не подходят. Одновременно шли продажа и высвобождение прежних офисов.

Проект, стартовавший в сентябре 2010 года, был реализован в полном объеме, команда уложилась в отведенные сроки и бюджет. «В моей более чем 10-летней практике управления проектами этот — один из наиболее сложных, — отмечает Мохова. — Работа бизнес-подразделений не прекращалась ни на минуту. Бизнес практически не заметил переезда». Сотрудники компании расположились на 20 этажах бизнес-центра (то есть занимают примерно половину здания), общая площадь помещений — 37 тыс. кв. м.

 

Надежное и современное

Очень значимым направлением проекта стало развертывание в здании нового офиса инженерной и ИТ-инфраструктуры, поэтому аналогичный опыт подобных проектов был решающим при выборе подрядчика. Компания «Астерос» отвечала строгим требованиям ТНК-ВР и имела в своем багаже проекты по ИТ-оснащению офисов финансовой группы «ВТБ», «Аэрофлота», здания международного аэропорта Сочи.

«Реализующий подобные комплексные проекты системный интегратор должен уметь успешно решать вопросы не только технической интеграции, но и организационной. Ведь интегратору необходимо было взаимодействовать и с представителями ТНК-ВР, и со строителями нового офиса», — так Мохова формулирует ключевые требования к подрядчику проекта.

«Я поначалу не верил, что за полтора месяца мы успеем сделать все, что запланировано», Мартин Пилецки, вице-президент по ИТ компании «ТНК-ВР»

Мартин Пилецки, нынешний вице-президент по ИТ компании «ТНК-BP», подключился к проекту практически сразу после того, как приступил к работе в компании. До завершения проекта на тот момент оставалось не так много времени. «Я взглянул на здание, в которое предстояло переехать, и не поверил, что за полтора месяца нам удастся успеть сделать все, что запланировано», — вспоминает Пилецки.

В новом здании было развернуто около двух десятков различных инженерных и ИТ-систем, в том числе структурированная кабельная система на 14 600 портов, системы электроснабжения и бесперебойного питания (включая освещение), вентиляции и дымоудаления, IP-телефонии, видео-конференц-связи, локальная сеть (включая беспроводную), система офисной печати, мультимедиасистемы для переговорных комнат, система для приема радио- и телевизионных каналов, восемь систем комплекса технических средств безопасности. Отдельная ИТ-система управляет лифтовым хозяйством здания.

Но использование инновационных технологий не входило в число приоритетов данного проекта. Для оснащения нового офиса компания предпочла приобрести надежные современные системы. В числе наиболее передовых технологий, которые были развернуты помимо IP-телефонии, Мохова называет систему мониторинга и интеллектуального управления СКС, а также различные мультимедиакомплексы.

ЦОД компании в новое здание не переезжал, однако в него «переехали» серверные мощности из прежних офисов. Компания не стала размещать их во внешних ЦОД, поскольку, как отмечает Антон Строкович, заместитель вице-президента по ИТ компании «ТНК-ВР», пользоваться их услугами пока невыгодно — они обойдутся дороже, чем затраты на собственный ЦОД. Вместе с тем перевод части серверных мощностей во внешние ЦОД рассматривается как базовый сценарий развития. Уже в будущем году около 10% серверных мощностей предполагается отдать вовне. Через три года примерно половина серверных мощностей будет размещаться на внешних площадках.

Эта позиция, по сути, является следствием принятого компанией стратегического курса на аутсорсинг непрофильных бизнес-процессов. «Мы нацелены на то, чтобы через несколько лет приобретать необходимые услуги на внешнем рынке, — заявляет Строкович. — Уже через три года мы рассчитываем получать посредством аутсорсинга все базовые ИТ-услуги».

 

Мультимедиа для бизнеса

Комплекс мультимедиасистем нового здания интегрирован с системами IP-телефонии и видео-конференц-связи. Возможности мультимедиа доступны и в зонах открытого офиса, но наиболее широкий их спектр развернут в специальных помещениях — кризисном центре, переговорных комнатах, конференц-залах, приемных и актовых залах, расположенных на том же этаже, что и центр трехмерного визуального моделирования. Внедрение мультимедийных систем нового офиса было осуществлено за три с небольшим месяца.

Кризисный центр компании является центром для принятия решений в чрезвычайных ситуациях. В нем имеются система видео-конференц-связи, конгресс-система (микрофоны, объединенные в сеть), документ-камера для проецирования любых печатных материалов, видеокамеры, разнообразные средства связи, начиная с телефона и факса, обладающие современными техническими возможностями для коммуникаций. На экран видеостены можно вывести изображения с любых доступных источников, расположив их так, как это удобно в данный момент. В кризисном центре есть также отдельная система управления, позволяющая с одного пульта управлять всем мультимедиакомплексом центра.

Один из залов спроектирован таким образом, что при необходимости он может быть трансформирован в отдельные переговорные или, наоборот, объединен в один большой зал, при этом каждое помещение обеспечивает полный набор возможностей мультимедиа. В трансформируемом зале расположена видеостена, подобная той, что установлена в кризисном центре. Управление мультимедиаоборудованием может осуществляться с помощью популярных сегодня планшетов iPad.

Пользователи компании высоко оценили результаты проекта. Судя по опросам московских сотрудников ТНК-BP, уровень их удовлетворенности ИТ-обслуживанием повысился с 85 до 89% после переезда. Кроме того, это проект с очень понятным, осязаемым результатом: снижение эксплуатационных затрат, ради которого этот проект затевался, уже наблюдается.