Предприятия, создавшие сложные, масштабные информационные системы, не всегда понимают, какими трудными будут модернизация этих систем и перевод их на новые технологические платформы, например облачные, чтобы обеспечить соответствие возможностей имеющихся систем требованиям, которые предъявляет бизнес. О сегодняшних приоритетах в области обработки данных и о проблемах, возникающих на пути переноса крупных приложений в облака, рассказывает Пол Грабшайд, вице-президент по стратегическому планированию компании InterSystems.

Как в последнее время меняется спрос на системы обработки бизнес-информации? Какие технологии соответствуют изменениям в спросе?

Предприятия сейчас хотят получить не просто автоматизацию, а облегчение доступа к информации и возможность использовать аналитику, потому что это позволяет организации выбирать и выстраивать наилучшие подходы к выполнению тех задач, которые перед ней стоят. Во всем мире наблюдается повышенный интерес к облачным вычислениям. С моей точки зрения, за этим стоит в первую очередь стремление оптимизировать издержки и заодно обрести способность быстро реагировать на происходящие изменения, чтобы, когда перед предприятием откроются новые перспективные возможности, можно было бы быстро отреагировать на этот вызов, в короткие сроки изменив ИТ-инфраструктуру.

В качестве примера отрасли приведу здравоохранение — здесь присутствуют большие объемы неструктурированного текста. Зачастую он содержит в себе наиболее ценную для медиков информацию, но докопаться до нее бывает непросто. Кстати, именно в здравоохранении облачные технологии внедряются очень медленно. То же самое можно сказать и о государственных структурах во многих странах мира, что объясняется их склонностью к жесткому контролю за своими данными. Тем не менее ситуация начинает меняться.

По словам представителей предприятий, базы данных порой бывают настолько сложны, что их с большим трудом удается переместить (хотя бы частично) в облака. Какие основные ограничения при передаче баз данных в облака видите вы?

Нередко приходится наблюдать, как информационные системы до такой степени разрослись и увязли в общей структуре организации, что вносить в них какие-либо изменения порой крайне затруднительно. В этом смысле перенос баз данных в облако ничем, в сущности, не отличается от миграции информационных систем с одной технологической платформы на другую.

Я знаю очень много проектов, в которых работа ведется с крупномасштабной территориально распределенной системой, например в том же здравоохранении. В Швеции реализуется проект, предполагающий увязывание всех учреждений здравоохранения. Каждое изменение нам приходится многократно вносить на каждой отдельно взятой площадке. Мне кажется, для решения таких задач придется прежде всего изменить системное мышление и выбрать новые подходы.

Какие принципиально иные качества и навыки понадобятся CIO при работе с масштабными ИТ-ресурсами, размещенными хотя бы частично в облачных средах?

Управление такими ресурсами — дело сложное, в том числе потому, что оно требует решения большого количества политических вопросов. В самых разных странах я наблюдаю по сути одну и ту же картину: акцент все больше переносится на системы, которые позволяют объединить между собой самые разные организационные структуры. Чтобы эту работу осуществлять, CIO должны не только успешно работать в своей организации, но и уметь выстраивать отношения за ее пределами, то есть с другими участниками этих процессов.