Как показывает опыт компании «Росводоканал», ИТ-решения способны существенно повысить рентабельность предприятий коммунального хозяйства благодаря повышению эффективности управления и сокращению издержек

Водоснабжение — одна из ключевых задач любого городского хозяйства. С 2006 года эту задачу в Тюмени решает группа компаний «Росводоканал», частный оператор в сфере водоснабжения и водоотведения, представленный в семи регионах России, а также в СНГ. Специалистами «Росводоканала» был разработан перечень необходимых мероприятий по реконструкции и модернизации объектов городской инфраструктуры водоснабжения. Согласно этому плану, предполагалось провести обновление существующей и строительство новых участков городской сети водоснабжения.

Помимо подобных строительно-ремонтных инициатив, на тюменской площадке необходимо было развернуть интеллектуальную систему диспетчеризации водоснабжения города. Речь идет о решении, позволяющем контролировать давление в системе водоснабжения, работу насосных станций, расход воды, подаваемой в городскую водопроводную сеть, уровень всех показателей, а также осуществлять мониторинг отклонения этих показателей от заданных и оперативно влиять на всю систему.

«За счет масштаба, использования проверенных современных ИТ-практик и наработанного опыта управлять новыми объектами можно гораздо результативнее», Петр Черненко, директор департамента ИТ компании «Росводоканал»

«Чтобы все потребители были обеспечены водой, у каждого из них в точке разбора воды должно быть определенное давление, — поясняет Станислав Алексеев, сотрудник технической дирекции «Росводоканала». — Поскольку каждую секунду потребление в разных точках города колеблется, нам надо управлять системой водоснабжения таким образом, чтобы до каждого потребителя доходил определенный объем воды с соответствующим давлением».

До внедрения новой системы диспетчеризации вся городская инфраструктура водоснабжения управлялась вручную по показателям нескольких манометров, данные с которых снимал обслуживающий персонал, а диспетчер по телефону выполнял корректирующие действия для насосных станций. Очевидными недостатками такого подхода были низкая скорость принятия решений, их исполнения, невозможность учитывать большое количество возможных сценариев действий и пр. В результате сохранялся риск, что какие-то дома останутся без воды либо, наоборот, произойдет скачок давления в определенных зонах, а это может привести к аварии. Насосных станций в городе много, поэтому управление ими с помощью множества сотрудников-посредников, которым звонил диспетчер, не позволяло оперативно перераспределять нагрузку в водосети. Кроме того, избыточное давление всегда влечет за собой необоснованный перерасход электроэнергии.

В 2010 году в Тюмени была запущена и переведена в промышленную эксплуатацию система автоматизированного контроля за работой водопроводной городской сети. «Были установлены электронные манометры, они передавали информацию с удаленных насосных станций, подающих воду, — рассказывает Алексеев. — Информация о работе порядка 30 датчиков давления, установленных на диктующих точках повысительных насосных станций (на тех точках, куда воде труднее всего дойти), выведена на диспетчерский пульт. Для корректной работы системы насосные станции второго подъема (для подачи воды в город) в ходе реконструкции были оборудованы частотными регуляторами, которые позволяют плавно регулировать подачу воды».

Сегодня в распоряжении диспетчера имеется множество режимов вывода информации на его личный или общий монитор. Это может быть карта города с пометкой о том, соответствует ли давление данному режиму, или детальная информация о работе насосных станций (что работает, а что выключено). Прямо со своего компьютера диспетчер, если сочтет необходимым, может вмешаться в работу агрегатов и внести изменения.

Управление крупными узловыми насосными станциями ведется через диспетчерскую систему, но дублируется постоянно присутствующим дежурным персоналом на местах. Эта мера необходима для резервного управления станциями на случай потери цифрового канала. «Если на объекте нет адекватного отклика на команду автоматизированной информационной системы, то о том, что происходит, диспетчер сможет выяснить по телефону у персонала, который дежурит на объекте», — поясняет Алексеев.

 

Эффективность интеллектуальной инфраструктуры

Согласно оценкам самого «Росводоканала», с 2006 года удалось сократить потребление электроэнергии на 13%, потери воды — на 20%, число аварийных ситуаций — на 8%.

«В себестоимости подачи воды около 30% составляют расходы на потребляемую электроэнергию. Экономия на электроэнергии дает дополнительные средства на предупредительный и капитальный ремонт. Так как инфраструктура ЖКХ в Тюмени находится в довольно изношенном состоянии, это весьма актуальная задача», — комментирует Петр Черненко, директор департамента ИТ компании «Росводоканал».

Нередко новым хозяевам компаний ЖКХ в наследство от прежних достается изношенная городская коммунальная инфраструктура, требующая не только ремонта, но и очень аккуратного управления, чтобы снизить риски аварий. Если случаются перебои с подачей воды или, что еще хуже, аварии, парализующие жизнь города, то любая управляющая компания получает негативную оценку со стороны администрации города и жителей. Для управляющей компании это достаточно сильный мотивационный аргумент вкладывать деньги в совершенствование управления имеющейся городской инфраструктурой, поэтому в планах компании «Росводоканал» — внедрить автоматизированную систему контроля и учета потребления электроэнергии в других регионах своего присутствия.

Еще одно направление, которое компания собирается активно развивать, связано с учетом расходуемой воды внутри отдельно взятых зон. Планируется внедрить систему телеметрии, чтобы контролировать аварийную утечку воды. Эта система позволяет также контролировать качество воды в сети. Сейчас сотрудники лаборатории по определенному графику берут пробы воды в разных точках города, делают анализы и после этого, если качество воды не удовлетворяет санитарным нормам, принимают неотложные меры. Телеметрическое решение дало бы возможность непрерывно отслеживать качество воды в сетях в режиме реального времени.

В стратегии развития ГК «Росводоканал» ставка сделана на расширение географии бизнеса, освоение новых регионов с тиражированием там лучших практик и решений, отработанных в других регионах. По словам Черненко, в этом состоит конкурентное преимущество компании: «За счет масштаба, использования проверенных современных ИТ-практик и наработанного опыта управлять новыми объектами можно гораздо результативнее, увеличивая выручку компании не за счет повышения тарифов, а благодаря увеличению эффективности управления и сокращению издержек водопотребления».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF