Какое место в облаке отводится людям. Или, другими словами, какое влияние облако окажет на характер различных ролей в ИТ-подразделениях? Как изменится важность этих ролей по отношению друг к другу?

Публикация «Тенденции Интернета и место ИТ-директора в эпоху облака» (Bernard Golden. The Internet of Things and the Cloud CIO of the Future. CIO Magazine. January 04, 2011) вызвала достаточно широкий резонанс. Пользователь Twitter @abbielundberg в своем коротком резюме согласилась с приоритетами, но заявила, что на практике ИТ-директор играет гораздо более важную роль. Кстати, Эбби работала в должности главного редактора журнала CIO Magazine, так что она знает, о чем говорит.

Мой хороший приятель, который на протяжении многих лет продавал ИТ-директорам различные продукты, однажды так охарактеризовал приоритеты ИТ-руководителей: «Они могут сосредоточиться лишь на трех основных направлениях, два из которых связаны с бюджетами и людьми. Поэтому не стоит рассчитывать, что вам легко удастся включить свой проект в число главных приоритетов организации».

Нарисованные Эбби и моим другом картины достаточно правдоподобны и заставляют задуматься о том, какое место в облаке отводится людям. Или, говоря другими словами, о том, как облако изменит характер ролей сотрудников в ИТ-подразделениях? Как изменится важность этих ролей?

Убежден, разобраться в этих вопросах без понимания особенностей среды, в которой будет работать персонал в эпоху облака, невозможно. Прогнозы наши исходят из того, что произойдет всеобщее увеличение масштабов: вырастут объемы данных, увеличится количество серверов (виртуальных) и приложений, укрупнятся приложения и появится больше приложений, обладающих высокой эластичностью. В прошлом увеличение вычислительных мощностей сопровождалось линейным ростом численности персонала. Понятно, что эта тенденция не может продолжаться вечно в условиях постоянного роста масштабов ИТ. Компании не могут себе позволить (и не будут) бесконечно увеличивать численность персонала, как это происходило в прошлом.

Решение представляется довольно простым: заменить программными средствами автоматизации операции, которые ранее выполнялись вручную. Это единственный возможный вариант в условиях, когда масштабы ИТ обещают вырасти на один, два или даже три порядка. А персоналу ИТ-служб придется внедрять и поддерживать эти средства автоматизации. Таким образом, все, что раньше внедрялось вручную, должно быть стандартизировано, соответствовать определенным правилам и работать без вмешательства человека. Как отразится на сотрудниках ИТ-служб всеобщее проникновение технологий автоматизации в системы и процессы? Перечислим пять наиболее вероятных следствий.

Повышение важности роли архитекторов корпоративных систем

Предпосылкой автоматизации является стандартизация, а модификация в соответствии с требованиями заказчика становится ее бедствием. ИТ-службы вынуждены внедрять у себя стандартизированные инфраструктуру, архитектуры приложений и системы автоматизации. Для разработки, внедрения и распространения стандартизированных архитектур требуются высококвалифицированные технические архитекторы, и в перспективе ИТ-службы будут испытывать острую нужду в специалистах подобного рода. Функции приложений объединяются в набор стандартных компонентов, собранных в общих конфигурациях. Конечно, во многих организациях сегодня есть корпоративные архитекторы, но их влияние зачастую нивелируется «потребностями бизнеса», и в результате в компаниях внедряются нестандартные приложения. Для того чтобы ИТ-службы компаний работали в масштабах всего облака, подобные отклонения нужно исключить. С другой стороны, предложения поставщиков услуг в общедоступных облаках побуждают бизнес-подразделения внедрять у себя «теневые ИТ-инициативы». Прогнозировать, чем это обернется в каждой конкретной компании, довольно трудно. Но одно можно сказать наверняка: растущие масштабы требуют автоматизации, а это, в свою очередь, порождает потребность в стандартизации. Таким образом, в ИТ-службах, работающих в облаке, грядет очередная смена ролей.

Усиление роли персонала, обслуживающегоавтоматизированные операции

Много разговоров сегодня ведется вокруг модного термина devop, предполагающего, что уже на начальном этапе процесса разработки приложений будут учитываться как требования, предъявляемые к операциям, так и мнение персонала, отвечающего за их выполнение. Это должно стать гарантией масштабируемости приложений и их дальнейшей поддержки. Вместе с тем такой подход подразумевает создание инфраструктурных систем, учитывающих особенности операционной деятельности и обеспечивающих автоматизацию выполнения операций. Условное обозначение devop можно расшифровывать по-разному. Помимо всего прочего предполагается, что персонал, занимающийся операционной деятельностью, будет привлекаться к разработке на ранних этапах, с тем чтобы в дальнейшем избежать выполнения операций вручную.

Любой процесс, требующий вмешательства человека, препятствует дальнейшему масштабированию. Многие частные облака с отличной инфраструктурой, которые мне довелось наблюдать, управлялись по старинке. Разработчикам приложений предлагалось создать портал для запроса ресурсов, но в конечном итоге все ограничивалось пересылкой администратору электронных писем с заявками, в соответствии с которыми он вручную выделял ресурсы. Любой план, предполагающий внедрение облачной инфраструктуры без привлечения к этому поставщиков общедоступных услуг и без серьезной перестройки операционных процессов, заранее обречен.

Определение параметров безопасности ЦОД

По словам представителей ассоциации Jericho Forum, у новой модели вычислений «периметр отсутствует». Это значит, что при определении параметров безопасности нельзя ограничиваться только рамками ЦОД. Ситуация осложняется из-за эластичной и перемещаемой природы вычислительных ресурсов в облачной среде. Безопасность должна соблюдаться в каждом вычислительном узле, при запуске каждой виртуальной машины. Такой подход требует переосмысления использования средств обеспечения безопасности, методов установки и настройки конфигурации, контроля за функционированием системы безопасности. Персоналу, занимающемуся вопросами безопасности, необходимо разработать новую стратегию и, по аналогии с концепцией devop, уже на начальном этапе определить соответствующие параметры безопасности и процедуры, автоматически выполняемые на каждом вычислительном узле.

Финансовый анализ в режиме реального времени

ИТ-служба и бизнес-подразделения должны принимать решения о выделении ресурсов быстро и эффективно. В ближайшем будущем ИТ-службам придется столкнуться с тем, что в авиакомпаниях называют оперативным ценообразованием, — финансовые аналитики, занимающиеся определением ценовых параметров, распределяют ограниченные внутренние ресурсы и переносят приложения к внешним поставщикам услуг. Сегодня компания Amazon предлагает резервирование ресурсов и заключение немедленных сделок по текущим ценам, но это делается ради повышения эффективности использования имеющихся у нее ресурсов. Перед внутренними ИТ-службами стоит другая задача: в условиях высокого спроса и ограниченных ресурсов усилия должны быть направлены на снижение спроса. Кроме того, в финансовых вопросах необходимо учитывать средства управления системами и операциями, с помощью которых можно было бы поддерживать гибридные облачные среды при развертывании приложений в режиме реального времени.

Соблюдение при построении облачной инфраструктуры требований регулирующих органов

В процессе автоматического выделения ресурсов необходимо помнить о соблюдении нормативных требований. В облачной среде при распределении ресурсов нужно учитывать требования законодательства и регулирующих органов. Соответствующие материалы должны присутствовать в каталоге услуг, который предоставляется потребителям ресурсов. В группу построения инфраструктуры и выполнения операций должны входить специалисты, обладающие соответствующими знаниями и навыками. При принятии решений о развертывании необходимо учитывать требования к месту развертывания, а это, в свою очередь, подразумевает интеграцию этих требований в процедуру автоматического выделения ресурсов.

Заметьте, что лишь одно из этих пяти изменений касается персонала, занимающегося инфраструктурой. К сожалению, организацию вычислений в облаке зачастую рассматривают лишь как проект модернизации инфраструктуры, без анализа последствий перехода к вычислениям в облачной среде. В этом нет ничего удивительного, но в результате компаниям довольно долго приходится отлаживать свою работу и устранять побочные эффекты. С уверенностью можно сказать лишь одно: при инфраструктурных изменениях надстройка должна соответствовать заложенному фундаменту.

Все эти вопросы должны быть хорошо знакомы специалистам, поддерживающим контакты с Клэйтоном Кристенсеном. Он оказывает организациям помощь во внедрении инноваций без кардинального изменения принятых в компании общих правил. Предлагаемый им рецепт заключается в создании инновационных организаций, нацеленных на получение определенных операционных и финансовых результатов. Применительно к ИТ-службам это означает создание облачного «филиала», занимающегося проработкой нового режима выполнения операций. Трудности, возникающие при переходе в облако, для большинства ИТ-служб очевидны и должны стать поводом для размышлений.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF