В бизнесе сбор достоверных данных для определения стратегии компании-конкурента — достаточно частое явление. Западные фирмы давно практикуют бизнес-разведку.

Бизнес-разведка включает в себя широкую категорию технологий, связанных со сбором, хранением, анализом и обеспечением доступа к информации с целью принятия оптимальных бизнес-решений. Возможности подобных решений позволяют изучать потенциальный спрос на продукцию и услуги, отслеживать и анализировать сведения о бизнесе конкурентов, изучать реакцию рынка на отдельные свойства товаров и услуг.

Российские компании относительно недавно приняли на вооружение данный метод изучения рынка. Главный принцип бизнес-разведки — соблюдение законов и этических норм конкурентной борьбы, именно этим она отличается от промышленного шпионажа. Все компании, занимающиеся подобной деятельностью, в первую очередь заявляют, что пользуются исключительно честными методами конкурентной разведки. Как правило, при сборе данных задействуются различные источники информации — сообщения, размещенные пользователями интернет-ресурсов, сведения о компаниях, находящиеся в открытом доступе, публикации в СМИ, беседы с сотрудниками. Поиск информации о компаниях, частных лицах, товарах и услугах в Интернете — основа этой деятельности. При этом идет речь об извлечении информации не только из видимой части Интернета, но и из невидимой. Эксперты подчеркивают, что из информации, размещенной в сети, можно почерпнуть ценнейшие сведения. Однако информации сейчас так много, что эффективно проанализировать ее могут лишь профессионалы с применением соответствующих технологических средств. Поэтому зачастую компаниям выгоднее передавать мониторинг и анализ открытых источников сторонним исполнителям, а не заниматься этим самим. Нередко анализ информации дает гораздо больше, чем сама «сырая» информация. Однако в России к использованию бизнес-разведки серьезно подходят лишь единичные компании.

Информационная система бизнес-разведки для формирования досье базируется на технологиях извлечения знаний. Она использует в качестве источников все корпоративные системы, применяемые в процессе подготовки и принятия решений, а также внешние ресурсы. Обычно такие приложения интегрированы в корпоративный аналитический портал компании.

Типичным примером использования бизнес-разведки является мониторинг мнения потребителей. Для получения объективной картины качества выпускаемой продукции — своей или конкурирующей — обычно используются периодические опросы либо экспертная обработка сообщений в Интернете.

Клиенты активно общаются в социальных сетях, выражая свое мнение, таким образом серьезно влияя на имидж компании. Именно поэтому отслеживание их сообщений является серьезной задачей, важность которой все больше возрастает. Например, сведения, оставленные пользователями информационных ресурсов, могут быть проанализированы с целью изменения в позиционировании продуктов или корректировки качества обслуживания. Так поступают в компании Ford, отслеживая упоминание различных моделей автомобилей по разным параметрам — сервисное обслуживание, цена, дизайн, потребление топлива.

Менее очевидных приемов требует оценка лояльности клиентов. Банки и страховые компании с целью минимизации рисков иногда собирают на клиентов настоящие досье. В них включают факты не только из корпоративных аналитических систем, но и из всевозможных внешних источников — регистрационных документов, финансовых отчетов, налоговых деклараций, различных баз данных.

Наиболее сложными являются случаи, когда объектами обследования выступают компании. Здесь требуются комплексные и дорогостоящие усилия, часть из которых выходит за рамки технологических решений. Целью чаще всего является анализ действий конкурентов и проверка потенциальных партнеров на предмет их надежности.

Одним из отечественных пионеров ИТ-систем класса бизнес-разведки принято считать поисково-аналитическую систему «Галактика Zoom». Ее особенностью стала способность выявлять значимые слова и словосочетания документа, отражающие его смысл (так называемый текстомайнинг). Система эксплуатировалась в ряде государственных организаций, вузов и крупных коммерческих компаний для мониторинга и анализа интернет-ресурсов, информации из внутренней сети и других источников. В числе других известных решений можно выделить систему анализа информации из открытых источников «Медиалогия», разработку «Р-Техно» Web Insight, решения «Ай-Теко» «Аналитический курьер» и X-Files, а также систему «Астарта» компании Cognitive Technologies.

Растущая популярность «разведывательных» информационных систем объясняется возможностью интеграции знаний, накапливаемых экспертами и программными средствами. Этим достигается сочетание возможностей автоматического сбора большого числа «сырых» фактов из разных источников с их последующей экспертной оценкой и информационной поддержкой принятия адекватных решений. Основанные на таком подходе системы бизнес-разведки обеспечивают компаниям качественно новые, по сравнению с традиционными, конкурентные преимущества.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF