В 2010 году популярностью на российском рынке ИТ-персонала пользовались специалисты технической поддержки, разработчики ПО, специалисты по внедрению и поддержке информационных систем и системные аналитики. Как отмечают в Kelly Services, сложности с трудоустройством испытывали банковские аналитики, что заставило многих из них переориентироваться на другие сферы. Также сложно было найти работу руководителям ИТ-отделов: количество резюме в разы превышало наличие вакансий.
     В целом компании вели более активную политику найма персонала по сравнению с 2009 годом, но процесс был очень взвешенным: нанимали только лучших, а ключевых сотрудников удерживали всеми доступными средствами. Рекрутеры массово столкнулись с таким явлением, как контрпредложение от текущего работодателя. Несмотря на то что многие компании говорят о снижении «текучки» персонала, в III квартале заметно увеличилась активность сотрудников в рассмотрении новых предложений.
     Среди основных тенденций 2010 года можно отметить увеличение требований к соискателям: срокам работы в компаниях, общему стажу, владению языком, наличию сертификатов, профессиональной мотивации, готовности к ненормированному рабочему дню. Как правило, на позиции специалистов выбор делается не из одного-трех человек, как в докризисное время, а рассматриваются от 5 до 20 кандидатов. Выбор все чаще делают в пользу более зрелых сотрудников.
     Со стороны кандидатов стало меньше амбиций, многие занялись саморазвитием и употребили время стагнации рынка на приобретение новых навыков (дополнительное образование, сертификация, изучение языков).
     В 2011 году прогнозируется постепенное увеличение штата компаний. Компенсационный пакет работодатели планируют или на уровне 2010 года, или с небольшим увеличением, хотя многие кандидаты намерены менять место работы с целью занять более высокооплачиваемую позицию, так как считают, что кризис закончился.


     «Среди тенденций 2010 года я бы назвал, прежде всего, тот факт, что зарплатные ожидания специалистов сегодня уже превышают докризисный уровень», — подчеркивает Олег Аэров, директор по развитию бизнеса компании Tieto. Любопытно, что одновременно с этим заметно выросло число сотрудников, которые «держатся за работодателя». Видимо, осмыслив опыт 2008–2009 годов, люди стали ответственнее относиться к текущему месту работы. Если говорить об уровне кадров на рынке, то, несмотря на то что выбор специалистов стал больше, вопрос соотношения цены и качества персонала остается открытым.
     «В прошедшем году был актуален подбор ключевых сотрудников практически по всем направлениям», — продолжает Аэров. Необходимы люди с опытом — как в индустрии, так и в консалтинге — для продвижения всего спектра услуг компании. Востребованы технические специалисты по продуктам SAP, Microsoft, а также сотрудники инфраструктурных и инженерных направлений.
     «Увеличение ИТ-планов компаний будет не резким, а скорее медленным и плавным. Это связано с постепенным увеличением бюджетов и, соответственно, расширением спектра ИТ-задач, которые сможет решить руководитель того или иного предприятия», — говорит Андрей Кудрявцев, вице-президент по стратегии и операционному управлению компании «Стэп Лоджик». По-настоящему квалифицированных и компетентных ИТ-специалистов не хватало даже в кризис, то есть продолжался качественный дефицит кадров. В нынешнем же году впервые после кризиса может возникнуть и количественный дефицит.
 

Настрой оптимистичный, но сбудутся ли планы?
     54% ИТ-директоров, опрошенных редакцией CIO Magazine, планируют в 2011 году существенный рост ИТ-бюджетов. Ключевым направлением инвестиций они уверенно называют мобильные решения. 87% ИТ-руководителей полагают, что внедрение в бизнес-процессы мобильных устройств и приложений радикально повлияет на эффективность сотрудников. Многие компании рассматривают инвестиции в мобильность как стратегические. Очевидно, что тенденция к «мобилизации» людей отнюдь не является сиюминутной.
     Начать новые проекты планируют 57% ИТ-руководителей, причем 34% уверены, что осуществленные инвестиции непосредственно окупятся за счет увеличения выручки. В подавляющем большинстве случаев речь идет о внедрении новых приложений. Некоторое улучшение финансового климата находит отражение и в кадровых планах: в 56% компаний собираются повысить ИТ-сотрудникам зарплату, а в 42% — планируют расширение штата. Оптимизм, исходящий от планов ИТ-руководителей, снижает лишь то, что 30% компаний признают, что по-прежнему находятся в состоянии кризиса, а 42% лишь начинают из него выходить.
     Если судить по настроениям ИТ-директоров на 2011 год, озвученным СоДИТ, то Россия выходит из кризиса. Планы по активному развитию — путем внедрения новой ИТ-системы — практически во всех областях выросли от полутора до трех раз, развитие уже внедренных систем тоже становится актуальным. Однако очевидно, что отнюдь не всем планам суждено сбыться. Существенный рост проектов развития ИТ потребует резкого увеличения ИТ-бюджетов, что маловероятно. Кроме того, ресурсы поставщиков ИТ-услуг не безграничны, поэтому велика вероятность возвращения дефицита ИТ-кадров.


     «Планы компаний в области ИТ действительно растут, и наиболее ярко об этом свидетельствует активное развитие отложенных проектов», — говорит Андрей Ларин, генеральный директор компании «Микротест». Волна «отложенного спроса» на ИТ уже начала проявляться в 2010 году и будет заметна и в 2011-м. Кроме того, остаются востребованными проекты в финансовом блоке, особенно автоматизация бюджетирования и отчетности. Увеличивается количество проектов в области автоматизации производства, логистики и управления персоналом. «Можно прогнозировать, что размеры ИТ-бюджетов 2011 года приблизятся к показателям 2008 года», — оценивает Ларин.
     По оценкам СоДИТ, по размерам инвестиций в ИТ российские компании по-прежнему весьма сильно — в два-три раза — отстают от своих мировых коллег. Российские ИТ-директора находятся в принципиально других финансовых условиях. Средний ИТ-бюджет, приходящийся на одного сотрудника, в 2010 году составил около 1,6 тыс. долл. Падение этого показателя в кризис составило 40% (в 2008 году он оценивался на уровне 2,7 тыс. долл.), а в 2010 году рост практически отсутствовал.
     «Во всех регионах России, за исключением Москвы, уровень зарплат таков, что дешевле нанять дополнительный персонал, чем внедрять ИТ-систему», — констатирует Сергей Таран, генеральный директор компании «Онланта». Конечно, динамика роста доходов в России сохраняется. Рано или поздно возникнет ситуация, когда дальнейшее увеличение штата станет невыгодным по сравнению с внедрением новых систем. Тогда ИТ начнут развиваться опережающими темпами, но это произойдет далеко не в 2011 году.

Блог обозревателя: http://blogs.osp.ru/users/nikas77