Достичь маржинальности 2008 года большинство розничных компаний в 2010 году не смогли, хотя и рассчитывали на это. Компаниям приходится учитывать новую реальность и новую расстановку сил в секторе, вести борьбу за повышение эффективности работы, снижение

    По данным Росстата, оборот розничной торговли в январе — ноябре 2010 года в товарной массе составил 104,5% к соответствующему периоду предыдущего года и на 86,8% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, оставшиеся 13,2% пришлись на долю розничных рынков и ярмарок. Доля торговых сетей непрерывно растет — в 2010 году она составила 15,2% общего объема оборота розничной торговли, что на 0,7% больше, чем в 2009-м. Вырос почти на 2% удельный вес пищевых продуктов, достигнув показателя в 58,3%. Такой сдвиг в структуре спроса не свидетельствует в пользу улучшения экономической ситуации. В 2010 году много говорили о восстановлении платежеспособного спроса, но результат оказался не столь впечатляющим. За указанный период оборот розничной торговли продовольственными товарами вырос всего на 5,4%, непродовольственными — на 3,7%. Показатели предновогодних продаж тоже не порадовали — рост не превысил уровня предыдущего года.

Передел продолжается
     По мнению экспертов, окончательная расстановка сил на рынке станет видна через 3–5 лет. Эксперты отмечают обострение конкуренции и падение маржи, рост количества сделок слияния и поглощения, смену менеджерского состава компаний и изменение потребительской культуры.
По разным оценкам, около 20% компаний серьезно сократили бизнес или покинули рынок. Смена части собственников не спасла «Мосмарт» от установления над сетью контроля за долги. Сектор электроники и бытовой техники покинули такие компании, как «Мир» и «Техносила», признанная недавно банкротом, — смена собственников не спасла и ее. У других предприятий, несмотря на проблемы в предыдущий период, в 2010 году появились новые возможности как для ускорения экспансии, так и для выхода на рынок. Одежная сеть Finn Flare в кризис была вынуждена закрыть большое количество франчайзинговых объектов и выводить в регионы собственную розницу; во II полугодии 2010 года франчайзинг начал оживать, и к ноябрю компания выполнила годовой план по франчайзингу. В 2011 году компания ожидает роста рынка на 15%. Новых компаний немного — конкуренция велика, и основная борьба разворачивается между действующими игроками.
     Компании по-прежнему расширяют свое присутствие в регионах, в том числе и за счет сделок слияния и поглощения. Группа компаний «Дикси» планирует приобрести торговую сеть «Виктория». Сеть минимаркетов печатной продукции «Хорошие Новости» по франчайзингу открыла 14 минимаркетов в Иванове, Череповце, Ростове-на-Дону и Ульяновске. Самую крупную сделку совершила X5 Retail Group, приобретя сеть дискаунтеров «Копейка» (более чем 660 магазинов), которые будут ребрендированы в «Пятерочки» в течение двух лет. В собственность компании перешли и семь распределительных центров.
     Наличие собственных распределительных центров и транспорта заставляет компании вкладываться в их оптимизацию — обновлять оборудование, развивать ИТ-поддержку. В целом же ожидается, что в будущем году сектор складской недвижимости преодолеет кризис. Однако строительство новых центров практически приостановлено, и в ближайшие годы застройщики будут строить объекты под конкретного арендатора с учетом его требований и пожеланий.

     Активный выход в другие регионы ожидается и в ближайшие два года. Уральский ритейлер «Монетка» планирует развить сеть в Новосибирске. Сеть детских магазинов Kids Garden в 2011 году откроет два новых торговых объекта в собственных торгово-развлекательных центрах «РИО» в Вологде и Ярославле. Компания «Грако-М» планирует открыть от 3 до 5 магазинов «Детмарт» в Москве и Московской области. Сеть «Буквоед» будет расти за счет открытия новых объектов. Французская Auchan Group в 2010 году открыла на территории страны еще 18 супермаркетов сети «Атак», доведя их число до 50, и к 2015 году планирует нарастить сеть до 200 точек. Экспансия федеральных игроков затрудняет существование региональных сетей. «Доходы сокращаются, и все зависит от издержек и объемов продаж — чем больше объем, тем меньше цена закупки и выше маржа. В этих условиях снижение затрат и открытие новых точек продаж необходимо. При этом мы понимаем, что в связи с приходом федеральных игроков достичь докризисного уровня маржи у нас уже вряд ли получится», — поясняет сложившуюся ситуацию Юрий Тихоход, заместитель директора по техническим вопросам ТД «Бородинский». По мнению Андрея Котельникова, генерального директора компании «Элит» (Самара), хотя региональный розничный рынок и насыщен сетями-конкурентами, значительную долю которых составляют федеральные, местные сети имеют высокий потенциал для развития — есть возможность без длинной цепочки согласований оперативно проводить различные мероприятия, направленные на улучшение деятельности компании.
Жесткая конкуренция приводит компании к поиску новых форматов. X5 Retail Group в 2011 году планирует открыть около 10 магазинов нового формата — гипермаркетов эконом-класса «Пятерочка Макси». Кроме того, госкорпорация «Роснано» совместно с производителем электроники «Ситроникс» и розничной группой X5 Retail до конца 2012 года планирует запустить проект «умного магазина», где товар будет маркирован не штрихкодами, а радиочастотными идентификационными метками (RFID), которые позволят в режиме онлайн отследить весь путь товара от склада до магазина и корзины покупателя. Французская группа Auchan решила сделать сетевым экспериментальный формат гипермаркетов «Радуга» — высокотехнологичных магазинов, где кассы заменяет линия сканировщиков. Metro Cash & Carry в 2010 году открыла пять торговых центров, и в 2011 году хочет открыть первый магазин «Эко», ориентированный на рестораторов, а также продолжить активную экспансию в регионы.
     Сети укрупняются и в ожидании прихода на рынок зарубежных компаний, хотя в последние годы наблюдался отток крупных игроков: Wal-Mart и Carrefour закрыли свои московские представительства. Но есть и другие, которые могут появиться на нашем рынке, купив крупную сеть.
     Компании стремятся оптимизировать свои затраты. Аптечные ритейлеры создают закупочный альянс United Logistics Group (ULG), основным учредителем которого стала сеть А5 (390 аптек). Главной задачей Х5 в 2011 году будет интеграция операционных моделей и ИТ-систем, а конвертацию большинства магазинов планируется осуществить до конца 2012 года.

Направления ИТ
     Начав серьезно экономить, розничные компании не отказались от ИТ, и в большинстве случаев были востребованы эффективные, быстрые и относительно недорогие решения. По мнению Дмитрия Сытина, директора по ИТ группы компаний «Утконос», розничные сети будут и дальше снижать затраты, для чего автоматизировать процессы: «В этом сегменте автоматизация дает существенный эффект. Поэтому реализуются проекты по виртуализации, кабельным сетям (связаны с планами расширения торговых сетей), развертыванию или довнедрению ERP-систем».
     Оптимизация и модернизация инфраструктуры остаются одними из основных статей затрат. Компании закупают оборудование, ведут сетевые проекты, проекты виртуализации, повышения безопасности. Сеть магазинов парфюмерии и косметики «Рив Гош» внедрила в промышленную эксплуатацию многоуровневую систему защиты серверов и рабочих станций на основе решений IBM Security Solutions для обеспечения дополнительной многоуровневой защиты от программно-математических воздействий. Проекты виртуализации дают существенную выгоду — например, внедрение ERP-системы обошлось компании «Линзмастер» в 10 раз дешевле, чем планировалось. Виртуализация инфраструктуры на основе технологий компании VMware для разработки ERP-системы Oracle E-Business Suite проводилась одновременно с внедрением этого комплекса. Как показало время, внедрение ERP-систем по-прежнему является актуальной задачей для российского ритейла. Завершен проект по переходу на новую корпоративную информационную систему управления NORBIT for Retail в сети «Уютерра», стартовавший в середине 2009 года. На сегодняшний день в системе работает более 100 сотрудников финансовой и логистической служб.
     В 2010 году многие компании автоматизировали управление продажами в магазинах. Возможностями системы GESTORI Pro и кассовой системы POS-FIT-К воспользовались сеть «Любимый» из 23 супермаркетов в Нижневартовске, развивающаяся сеть «Копеечка». Автоматизировала гипермаркет в Казани сеть «Максидом», имеющая гипермаркеты в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Сеть салонов оптики под брендом EYEKRAFT («Айкрафт») объединила в единое информационное пространство 70 объектов в 45 городах России. Развивает проект автоматизации с использованием системы GESTORI САУРП (работающей в связке с корпоративной информационной системой SAP R/3) сеть магазинов одной цены FixPrice, имеющая 110 объектов на европейской территории России.
     Стратегия на удержание и повышение прибыльности имеющихся клиентов требует от компаний точных прогнозов спроса. Поэтому актуальными стали задачи анализа данных и планирования. Аналитическую систему собственной разработки для расчета потребностей в товаре начали использовать в компании «Рекорд», партнером которой является федеральная сеть магазинов «Дочки&Сыночки». Углубленный анализ результатов торгово-закупочной деятельности ведется в сети «Белые ночи»: различные виды матричного и эконометрического анализа данных используются для выстраивания наиболее эффективной модели розничного бизнеса, включая правильную ассортиментную политику (с помощью комплекса DiAna). В сети магазинов товаров для дома «Уютерра» (74 магазина) реализуется проект внедрения аналитической системы SAP BusinessObjects: разрабатываются новые и модифицируются уже имеющиеся отчеты, на базе ключевых показателей настраиваются информационные панели руководителей и пр. Обеспечили базу для аналитики в компании «Оптовый клуб», представленной сетью оптомаркетов «Арзан», где была произведена интеграция единой системы учета товародвижения в торговой сети IBS Trade House с решением для розничных сетей Oracle Retail, используемым для централизованного управления товародвижением. Сеть компании «Л'Этуаль» ведет проект по миграции на программное обеспечение IBM Cognos TM1, которое позволяет в реальном времени консолидировать, просматривать и редактировать огромные объемы многомерных данных. Автоматизируют бюджетное планирование на базе платформы IBM Cognos в торговом доме «Холдинг-Центр».
     Снизить затраты компаниям позволяют технологии видео-конференц-связи. «Ашан» начал использовать сеть ВКС для решения широкого спектра задач — совещаний, планирования, обучения специалистов по продажам.
     Оптимизация работы ИТ-служб и затрат на ИТ в целом привела к активизации перехода к использованию аутсорсинга, проектам по использованию ITIL. «Кира Пластинина Стиль» и IBS DataFort заключили соглашение об управлении и поддержке ИТ-инфраструктуры московского офиса и сети магазинов Kira Plastinina (18 магазинов в Москве и около 47 точек продаж в регионах). Склад, все магазины, а также серверная инфраструктура обслуживаются по схеме Next Business Day (на следующий рабочий день) после поступления запроса. Для технической поддержки региональных магазинов привлекаются авторизованные сервисные центры IBS DataFort. Компания «ЛАНИТ-Поволжье» заключила договоры на техническое обслуживание оборудования систем инженерного обеспечения гипермаркетов «ИКЕА» и «Лента» в Нижнем Новгороде. Известная розничная сеть супермаркетов домашней еды «Бахетле» передала функции обслуживания системы, созданной на базе технологий SAP в 2008 году, специалистам сервисного центра IBS по поддержке бизнес-приложений. Совершенствуют взаимодействие с ИТ-службой салоны связи розничной сети МТС. Внедрение управления инцидентами и запросами на обслуживание более чем в 2 тыс. собственных салонов МТС по всей России позволяет ИТ-специалистам и сотрудникам регистрировать свои запросы в ИТ-службе и службе эксплуатации, отслеживать их статус в режиме реального времени через Web-портал assystNET. Большинство сетей планирует в ближайшем будущем активное развитие с экспансией в другие регионы. По мнению экспертов, следует ожидать роста инвестиций в ИТ. Если оптимистичные прогнозы оправдаются, то проекты будут связаны с модернизацией оборудования, виртуализацией, построением кабельных сетей, внедрением и настройкой ERP-систем, поддержкой аналитики. В активно развивающейся и растущей компании «Утконос» помимо указанных проектов намечен ряд организационных проектов в области ИТ (создание DRP, внедрение части процессов ITIL/MOF).

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF