Компьютеризацию библиотек Министерство культуры начало еще в 1986 году. При этом крупнейшие федеральные библиотеки — Российская государственная, Российская национальная, Государственная публичная историческая и Всероссийская государственная библиотека ино

 

«Библиотека, даже самая маленькая, — это фабрика со своим набором технологических процессов», Михаил Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки России

«Обывателю может показаться, что в библиотеке нет места для ИТ. Но библиотека, даже самая маленькая, — это фабрика со своим набором технологических процессов», — считает Михаил Афанасьев, директор Государственной публичной исторической библиотеки России (ГПИБ). Афанасьев выделяет два основных процесса: «путь книги» (узнать о книге, заказать, приобрести, получить, обработать, определить ей место и обеспечить доставку читателю, снабдив последнего информацией) и «путь читателя» (обеспечить приход читателя в библиотеку и получение им информации, выдать книгу, обеспечить возврат книги). В начале 90-х, когда автоматизация только начиналась, многие ИТ-специалисты полагали, что информатизация библиотеки — простой проект, но довести до удачного конца удалось лишь единицы.

Проект, реализованный в ГПИБ более 15 лет назад, оказался удачным. С тех пор основную деятельность библиотеки поддерживает система LiberMedia на базе СУБД D3 — единый программный пакет управления библиотекой, автоматизирующий все библиотечные циклы (комплектование, обработку, работу с читателями, статистику, обмен библиографическими записями и т. д.). Это и первичная обработка книг, и создание описания, и систематизация, и поиск по каталогу. Но технологии развиваются, меняются и требования к системам. Основная проблема, препятствующая развитию информатизации в рамках старой системы, состоит в ограничениях СУБД как по объему хранимой и обрабатываемой информации, так и по технологии — используется устаревшая технология текстового ввода, которая для мультимедийной информации не подходит. Кроме того, в современных системах проще решаются проблемы лицензирования. И самое главное, возникают существенные проблемы с использованием Web-технологий. Основной ресурс библиотеки — каталоги, доступ к которым осуществляется через Интернет. Сегодня оказывается проще перейти на новые технологии, чем пытаться самостоятельно связать все со старой.

«Традиционно библиотека — это место, куда читатель должен прийти лично, то есть человек должен прийти за информацией. Сегодня времена изменились — информация должна прийти к человеку. Это идеология, диктуемая Интернетом, — информация в любое время в любом месте», — говорит Афанасьев. Все самые интересные проекты идут в Интернете, и сегодня наиболее востребованный ресурс — каталог, доступный через Сеть. Старая система существенно усложняет работу. Поэтому в библиотеке начат проект по переходу на новую систему «Абсотек» той же компании — она является развитием старой, имеет высокую степень преемственности, но построена на Web-технологиях с использованием СУБД Microsoft SQL Server. «Преемственность для нас очень важна, но важен и объем информации — созданная за период функционирования системы база достаточно большая. И хотя, будучи текстовой, она занимает немного места, связи достаточно сложны, и конфигурация нестандартна. Кроме того, систему адаптировали в течение 10 лет. Сегодня необходимо осознать объем задач, которые придется решать при переходе на новую систему»,— рассказывает о ходе проекта Сергей Соломонов, начальник отдела автоматизации.

Каталогизация

Если читатель не будет знать о книге, то смысл существования библиотеки пропадет, она превратится просто в книжный склад. Поэтому ключевой частью всех проектов было создание электронных каталогов. В таких каталогах реализуется быстрый и удобный поиск нужной информации: и тематический, и полнотекстовый. У Исторической библиотеки каталогов несколько, первый из них отражает текущие поступления в фонд. В каталоге представлена информация о книгах отечественных и иностранных, поступивших в библиотеку с 1996 года (об отечественных изданиях с 1993 года — частично и с неполной библиографической записью), а также о статьях на русском, английском, немецком, французском и славянских языках (за исключением белорусского и украинского) из различных сборников с сентября 1999 года и статьи из журналов с 2000 года. Создан и электронный каталог на старую часть фонда, представляющий собой электронную версию части карточного систематического каталога ГПИБ. В нем представлена информация о книгах и статьях из сборников и продолжающихся изданий на русском и иностранных языках до 2000 года. Есть каталог, содержащий сведения о периодических изданиях, выпускаемых политическими партиями и движениями, данные по коллекции «нетрадиционной печати» ГПИБ России. Электронный предметный каталог создан в виде образов отсканированных карточек традиционного предметного каталога библиотеки с возможностью поиска и перехода по разделителям.

Доступ к каталогам обеспечивают две оболочки собственной разработки: одна из них предназначена для обслуживания интернет-клиентов, а вторая — для внутреннего пользования (позволяя кроме прочего просматривать еще и ресурсы, оцифрованные библиотекой и приобретенные на дисках). Благодаря этому все каталоги доступны в Интернете, при этом два основных — на текущие поступления и на старую часть фонда — выполняют не только информационную функцию. Читатель, найдя в каталоге нужную ему книгу, имеет возможность сразу оформить на нее заказ и прийти в библиотеку тогда, когда книга будет ждать его в читальном зале.

Сегодня почти треть заказов (требований) читателей оформляется через эту систему, которая начала функционировать полтора года назад, и количество заказов, поступающих через Сеть, непрерывно растет — услуга все более востребована, так как срок исполнения заказа, оформленного в самой библиотеке, составляет один день. Такой подход облегчает не только доступ читателей к источникам, но и работу сотрудников библиотеки — повышается их производительность, так как не возникает проблем с неверно или некорректно оформленными требованиями. При этом читатель видит статус заказа — готовность, причины отказа и т. д.

Электронная библиотека

Не менее, чем электронные каталоги, важны для библиотеки и электронные версии печатных изданий: они представлены в открытом доступе в Интернете. Здесь библиотека наиболее полно отвечает ожиданиям читателя эпохи Интернета — вместе с информацией о нужной книге получить и саму книгу. Для этого библиотека осуществляет большой объем сканирования старых изданий. Сканирование осуществляется как самостоятельно, так и с помощью подрядчиков. В основном сканируются тексты старой орфографии (все советское время выпадает из-за ограничений, связанных с авторскими правами, — со дня смерти автора должно пройти 70 лет), а ПО для их распознавания практически не существует. Распознавание используется не повсеместно: часто бывает важно хранить образы документов, для чего используется цифровая фотография — бесконтактный способ обеспечивает большую сохранность изданий. В электронной библиотеке ГПИБ (в отличие от других ЭБ) читатель видит книгу полностью — от верхней крышки переплета до нижней. Страницы не подвергаются редактированию, книгу можно «листать». Имитацию листания сделали не случайно — чем старше книга, тем больше людей профессионально заинтересованы не только в информации, но и в образе самого экземпляра. Иногда создается «улучшенная» цифровая копия — из нескольких экземпляров книги собирают полный. Для упрощения процесса сканирования в 2010 году парк сканирующего оборудования пополнился книжным сканером компании «Элар».

В тисках

С появлением возможности оказывать услуги на расстоянии, библиотеки начали активно развивать соответствующий сервис. Автоматизация процесса заказа и предоставление в Интернете полного текста наиболее важных книг привели к тому, что количество «живых» посещений библиотеки непрерывно сокращается. «Читатель все реже приходит в библиотеку. Например, у нас на сайте можно воспользоваться и старым, и новым каталогом, заказать литературу и затем получить в «личном кабинете» сообщение о подборе книг — бронировании, отказах. Работа с электронным каталогом позволяет не приходить в библиотеку», — рассказывает Афанасьев. Для просмотра оцифрованной литературы — источников по истории России, Полного собрания законов Российской империи, Военно-статистического обозрения, адрес-календарей, других справочников, генеалогического материала — также не нужно ходить в библиотеку. У библиотеки есть и платная услуга «электронная доставка», предусматривающая изготовление цифровой копии и отсылку ее заказчику.

В начале года принят закон, согласно которому часть бюджетных учреждений будет полностью финансироваться за счет государства, а остальные станут бюджетными учреждениями нового типа. Как рассказывает Афанасьев, обслуживание фиксированного количества читателей будет оплачиваться, а остальное библиотекам необходимо будет зарабатывать самостоятельно. «При этом в качестве примера платных услуг приводят оформление заказа, так как эта услуга оказывается вне стен библиотеки. Но эта тенденция противоречит всему мировому процессу», — говорит он.

Таким образом, развитие ИТ оказалось ловушкой для библиотек. «Публичные библиотеки сегодня уже не столько место, куда приходят за информацией, сколько место общения — центры толерантности, “интеллект-центры”», — считает Афанасьев. «Библиотека будущего», по его мнению, — это информационный центр, снабжающий Интернет соответствующей информацией, а традиционная библиотека в этом будущем примет на себя некоторые музейные функции — посмотреть на уникальную книгу многовековой давности можно только в библиотеке, обратившись к книге как к материальному феномену. «Не случайно за последние 20–30 лет были выстроены громадные здания для библиотек по всему миру, уже сегодня на них смотрят как на символ культуры (будь то Национальная библиотека Франции, Британская библиотека или Национальная библиотека Республики Беларусь)», — поясняет Афанасьев.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF