Исторически в России сложилось своеобразное отношение к собственности, в том числе и интеллектуальной. В этих условиях не приходится удивляться тому, что программное обеспечение, разрабатываемое ИТ-подразделениями, зачастую не становится интеллектуально з

Каково в целом отношение к интеллектуальной собственности на российском рынке?

Многие издания — как отечественные, так и зарубежные — приводят цифры о доле интеллектуальной собственности (инновационных технологий, изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и т. п.) в уставных капиталах известных компаний. Так вот, эта доля составляет более 40%, а в некоторых случаях — и более 60%. Это свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты в мировой экономике научились извлекать прибыль из этого неосязаемого, казалось бы, вида собственности. К сожалению, на российском рынке не так много компаний и организаций, которые связывают с интеллектуальной собственностью возможность извлечения прибыли и повышения эффективности производства и бизнеса в целом. Постепенно ситуация меняется, и все больше компаний делает ставку на развитие новых технологий, что, конечно же, способствует увеличению доли интеллектуальной собственности на российском рынке.

Каково отношение бизнеса к таким интеллектуальным ресурсам, как разрабатываемое в корпоративной среде ПО и другие бизнес-решения?

Работа любой компании предопределяет рациональность и максимальную эффективность в использовании и приумножении всех ресурсов предприятия, а интеллектуальная собственность — их составная часть. Подобные современные требования неразрывно связаны с процессами автоматизации, внедрением новейших разработок, что должно привести к целому ряду положительных моментов: к повышению эффективности производства во всех направлениях, диверсификации активов компании, формированию интеллектуальной собственности, способной приносить доход.

Что касается дохода, то его способен приносить только оборачиваемый актив, полностью контролируемый организацией.

К сожалению, очень часто бизнес недооценивает перспективы использования данного вида собственности, преследует лишь цели автоматизации бизнес-процессов и практически не уделяет внимания юридической и технической стороне создания объекта интеллектуальной собственности с исключительным правом, принадлежащим компании. Подобная недальновидная ИТ-политика оборачивается отсутствием полного контроля над разрабатываемыми интеллектуальными активами и появлением ограничений в их дальнейшем использовании, в том числе при возникновении прав третьих лиц на составные элементы сложных, с юридической точки зрения, объектов интеллектуальной собственности, что не позволяет увеличить капитализацию компании посредством нематериального актива, отвечающего всем требованиям ПБУ 14/2007.

Что должно измениться, чтобы ИТ стали более значимыми в корпоративной среде с точки зрения интеллектуальной собственности?

Мы сейчас являемся свидетелями чрезвычайно увеличившейся роли интеллектуальной собственности в успешном ведении практически любого бизнеса. В то же время ИТ, по общему мнению, — это инструмент оптимизации внутренних процессов посредством внедрения новых технологий: потратили — внедрили — пользуемся, и не более того. Что здесь не так? По моему личному мнению, первоочередная задача ИТ — стать полнофункциональным механизмом реализации единой ИТ-политики в компании, способствовать формированию ее интеллектуальной собственности, коммерциализации нематериальных активов компании как инструмента снижения затрат на их создание. Кроме того, этот инструмент должен участвовать в комплексной защите интеллектуальных объектов компании от любых посягательств третьих лиц и содействовать рациональному планированию при создании новых объектов интеллектуальной собственности, а также их эффективному использованию как в ближайшей, так и в далекой перспективе.