Любая компания, вынужденная управлять большим числом технологически сложных и территориально распределенных активов и обладающая большим количеством разрозненных информационных систем, рано или поздно сталкивается с необходимостью построения единой систем

Задача построения единой системы нормативно-справочной информации встала и перед «Сетевой компанией» — главной электросетевой компанией Татарстана, образованной в 2001 году решением Кабинета министров Республики Татарстан. Основные функции «Сетевой компании» — передача и распределение потребителям энергии электростанций суммарной мощностью около 4 тыс. МВт, а также подключение новых потребителей.

Территориально Татарстан занимает площадь, сравнимую со средним европейским государством, а обеспечение подачи электроэнергии по всей территории республики осуществляют девять филиалов «Сетевой компании». В силу этого вопросы управления, грамотной политики и тиражирования принятых решений для компании чрезвычайно важны. И их невозможно решить без ИТ, которые в компании активно и широко развиваются.

«Мы пришли к выводу, что без централизованной системы управления НСИ не сможем обеспечить эффективную работу многих функциональных направлений, которые, с одной стороны, решают свои узкие задачи, а с другой — очень тесно взаимосвязаны», — признает Юрий Васильев, заместитель технического директора «Сетевой компании». Внедрение системы НСИ — это кросс-функциональный проект, призванный установить четкие логические и процедурные взаимосвязи между различными направлениями, а также обеспечивающий их слаженную работу. Единая система НСИ дает возможность работать согласованно, осуществляя сквозные процессы в автоматическом режиме.

Основная задача компании на данном этапе — четко знать и понимать свои активы, видеть взаимосвязь между различными видами учета: бухгалтерским, техническим, имущественным, экологическим. Очевидно, что они, с одной стороны, должны быть тесно между собой взаимосвязаны, так как работают с одной и той же базой активов, с другой стороны, основаны на жестких требованиях нормативных документов. В этом и заключается цель начальной фазы проекта — договориться о едином понимании «объектов» и их структуры, классификации, определить контекстные характеристики и типовые свойства, найти разумные компромиссы между различными учетными системами.

Естественно, эта задача одновременно увязана и с тем, что на построенной платформе в дальнейшем можно получать консолидированную отчетность и осуществлять переход на МСФО.

Курс на централизацию

На момент начала проекта в компании уже функционировали учетная система на базе решения корпорации «Парус» и множество узкопрофильных продуктов, поддерживающих локальные бизнес-процессы. Как существовали информационные системы без единой системы НСИ?

«Парус» имеет внутреннюю систему справочников, но это решение позиционируется как управленческая система верхнего уровня. Понятно, что при внедрении возникает необходимость ее интеграции со специализированными системами разного уровня. С этим были вполне определенные сложности. Без единого информационного пространства и интеграции с производственными системами приходилось выполнять большое количество ручных рутинных операций. Они снижают эффективность процессов и, попросту говоря, мешают работать.

В «Сетевой компании» веской побудительной причиной построения системы НСИ стали планы по внедрению ЕАМ-системы Maximo Asset Management компании IBM, с помощью которой будут автоматизированы процессы технического обслуживания и ремонтов.

В период согласования технического задания между руководящими работниками и функциональными подразделениями возникло много споров и дискуссий, поскольку выяснилось, что сквозные процессы будет трудно реализовать — они опять пойдут через бумажные процедуры: выход одной системы никак не связан с входом другой. Таким образом, еще в самом начале EAM-проекта стало понятно, что без построения системы НСИ обойтись не удастся. Внедрение системы Maximo было решено несколько отложить.

Важность построения единой системы НСИ понимали все, стоял лишь вопрос времени и последовательности реализации проектов. «Был выбран наиболее экономичный и разумный вариант: сначала построение системы НСИ, а уже потом внедрение новых продуктов и их интеграция на основе уже подготовленных решений», — отмечает Владислав Мигачев, директор по информационным технологиям «Сетевой компании».

Прежде всего в реализации проекта высказывали заинтересованность пользователи системы «Парус». Их поддержало все руководство компании, включая генерального директора.

После принятия решения о создании единой системы НСИ специалисты ИТ и профильных подразделений рассмотрели предложения от ряда ведущих консалтинговых компаний, предоставляющих услуги в этой области. Предложение компании «Интертех» показалось наиболее привлекательным. В первую очередь впечатлило большое количество осуществленных проектов, в том числе для крупных компаний топливно-энергетического комплекса.

Кроме того, «Интертех» уже несколько лет проводит специализированные тренинг-семинары по программе «Единые системы НСИ» в Российской академии госслужбы при Президенте РФ. На самой первой стадии проекта тренинг-семинары проводились уже в стенах «Сетевой компании».

Ставка на IBM

Первоочередной задачей проекта НСИ стала гармонизация бухгалтерского и технического учета, определение типов объектов и единых правил учета для разных систем. Сейчас идет анализ их описания в системе «Парус» и в системе технической паспортизации e-Net. На основе видов описания активов в этих системах и будет формироваться перечень сквозных процессов и параметров.

В качестве программной платформы компания выбрала систему IBM InfoSphere MDM Server for PIM, которую дополнила библиотека классов Ontologic, разработанная компанией «Интертех». В состав решения также входят интеграционная шина IBM WebSphere ESB, предназначенная для обмена информацией между различными приложениями в рамках процессов управления НСИ, и портальное решение IBM WebSphere Portal, обеспечивающее унифицированный пользовательский интерфейс к справочникам и классификаторам.

«Еще до реализации проекта сложились отношения с компанией IBM, связанные, в частности, с приобретением системы Maximo, — говорит Мигачев. — Положительный опыт взаимодействия с поставщиком способен играть важную роль в дальнейшей работе».

Необходимо отметить, что большая часть справочников до сих пор ведется децентрализованно. В компании достаточно много программных продуктов — как в филиалах, так и по отдельным функциональным направлениям. Разумеется, такая децентрализация затрудняет сбор отчетности в электронном виде, и переход на централизованное ведение НСИ дает неоспоримые преимущества: компания приобретает прозрачность.

В ходе консультаций были определены ключевые показатели объектов: их элементарные характеристики бухгалтерского учета, состав, назначение, амортизационная группа — все то, что необходимо в ближайшее время для решения задач классификации. Все эти поля и справочники были проанализированы членами проектной команды. После этого обнаружилось большое количество ошибок и недочетов. «Это очень важный факт: наши специалисты поняли, что без централизованной системы НСИ они допускают большое количество ошибок», — подчеркивает Васильев.

В компании выделили и дополнительно обучили группу специалистов, которые будут заниматься эксплуатацией системы и постановкой бизнес-процессов сопровождения информации.

«Пока мы не столкнулись с сопротивлением сотрудников. Возможно, определенную роль сыграло то, что проект консолидирующий», — предполагает Мигачев.

«Проблемы НСИ обсуждались всем топ-менеджментом»,  Юрий Васильев (слева), заместитель технического директора, и Владислав Мигачев, директор по информационным технологиям «Сетевой компании»

От НСИ к управлению знаниями

Оценивать инвестиции в ИТ-проекты всегда сложно. «В данном случае будут преобладать качественные оценки. Можно говорить об эффектах лишь без перехода на экономические составляющие», — признает Васильев.

Можно совершенно точно сказать лишь то, что эффект от внедрения системы проявится в долгосрочной перспективе.

Как показывает практика, ИТ-проекты сложны еще и тем, что на начальном этапе не всегда ясно, что получится в результате.

Еще один вопрос связан с высокой трудоемкостью проекта. Компания обладает большим количеством активов: в бухгалтерском учете более 100 тыс. их наименований, а количество элементов технического учета гораздо выше.

Тем не менее проект движется достаточно быстро. В короткий срок удалось разработать архитектуру системы и развернуть программное обеспечение. На базе пилотного филиала «Приволжские электросети» проведены работы по консолидации и нормализации данных в системах бухгалтерского и технического учета «Парус» и e-Net, и в настоящее время идут работы по интеграции этих систем с системой НСИ. До конца года компания планирует запустить в промышленную эксплуатацию в пилотном филиале справочник типов объектов учета, а с начала нового года — приступить к тиражированию системы во всех филиалах компании с последовательным наращиванием справочников и интегрируемых систем.

«Мы идем по пути создания интеграционного решения, но это не значит, что количество используемых программных продуктов не изменится», — отмечает Мигачев. Выбор сделан в пользу специализированных решений с наиболее глубоким функционалом, которые будут интегрированы на базе решений IBM. Однако в рамках долгосрочного плана развития и внедрения программных продуктов идет процесс унификации решений. Число применяемых ИТ-систем со временем будет сужено.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF