Рынку свободного ПО уже более 20 лет: первая версия лицензии GPL, разработанная в рамках проекта GNU, была опубликована в России в 1988 году. Это обстоятельство отметил в своем выступлении на фестивале СПО-решений «ПингвинФест-2010» Тагир Яппаров, генеральный директор компании «АйТи». За прошедшее время рынок проделал огромный путь от чисто платформенных решений, операционных систем до бизнес-приложений, разработка которых, по мнению Яппарова, в настоящее время является его основным драйвером.

Реализация проектов, представленных на рынке, усилиями сообщества волонтеров является как сильной, так и слабой его чертой. Ярким примером может служить проект GNU Ричарда Столлмана, давший жизнь самой концепции СПО. Операционная система GNU Hard, разработка которой началась еще в 1990 году, до сих пор далека от промышленной эксплуатации. С другой стороны, часто такой стиль разработки существенно снижает стоимость поддержки и развития технологий.

В настоящее время СПО наиболее широко представлено в классе инфраструктурных приложений (к примеру, Mandriva Directory Server — решение для управления каталогами на основе LDAP). Тем не менее существует уже достаточно много бизнес-приложений. Можно говорить о формировании сегментов СПО-приложений с функционалом ERP, CRM и BI. Примером может служить Compiere — промышленная система с функционалом ERP и CRM для предприятий малого и среднего размера. Другим примером является WINE@Etersoft — программный продукт для запуска Windows-приложений на операционных системах семейства Linux, FreeBSD, Solaris. По мнению Яппарова, самым быстро растущим сегментом является сегмент ECM (Enterprise Content Management) — систем управления информационными ресурсами предприятия или управления корпоративной информацией.

Существенным преимуществом использования СПО является независимость заказчика от поставщика решения. Как отметил выступавший на конференции Павел Фролов, генеральный директор «ГНУ.Линуксцентра», в настоящее время умный заказчик требует от поставщика СПО-решения предоставить его исходный код, полную документацию и систему сборки. Однако при принятии решения об использовании подобного ПО следует иметь в виду, что воспользоваться данным преимуществом можно лишь при наличии достаточно сильной команды программистов, имеющих адекватную квалификацию и знающих языки, используемые в разработке данного СПО. Система образования в этой области развита слабо, а волонтеры, освоившие необходимые технологии самостоятельно, далеко не всегда соглашаются работать в иерархических организационных структурах. По мнению Яппарова, нехватка специалистов по сопровождению таких программных систем и неразвитая система обучения серьезно тормозят развитие рынка СПО в России.

Альтернативой является аутсорсинг с привлечением специалистов сервисных организаций. Однако таких организаций в нашей стране пока немного, а вендоры справедливо рассматривают такую поддержку как источник дохода. Если проанализировать стоимость технической поддержки упомянутого Mandriva Directory Server, то окажется, что это недешевое удовольствие, особенно если учесть, что целевым сегментом здесь являются не очень крупные и не очень богатые организации.

Бесплатность СПО вообще часто носит почти рекламный характер. Анализ функционала Compiere показывает, что бесплатная версия не представляет большого интереса даже для средних в российском понимании организаций. Коммерчески значимые варианты требуют оплаты. В частности, бесплатная версия обновляется только раз в год.

Обнаружение и исправление ошибок в сегменте СПО подчас превращается в достаточно сложную проблему, поскольку бывает трудно обнаружить создателя того или иного элемента приложения и «достучаться» до него. В рамках развернувшейся дискуссии академик Виктор Иванников, председатель российской ассоциации СПО, отметил, что от 50 до 70% стоимости продуктов Microsoft определяется процедурой тестирования. Таким образом, отчасти мы оплачиваем надежность ПО. И наконец, есть серьезная юридическая проблема: лицензия GNU/GPL в России до сих пор не легализована.

Блог редактора: blog.osp.ru/blogs/nord/