Обеспечить надежной техникой сельское хозяйство — задача нелегкая. Простой техники из-за поломки, особенно в страду, влечет серьезные убытки, ремонт должен быть оперативно произведен прямо в поле. Все эти задачи приходится решать компании «Агропромобеспеч

«Мы начали автоматизацию с торговли, так как это самая большая и стабильная часть нашего бизнеса», Дамир Абубекеров, начальник отдела ИТ компании «Агропромобеспечение»Основным стимулом для внедрения новой информационной системы в компании «Агропромобеспечение» стал ее быстрый рост. За 2007 год в компании появились новые направления деятельности, образовался холдинг из нескольких предприятий, и руководству понадобился инструмент, позволяющий оценивать работу каждого направления бизнеса. Также способствовало переходу на новую систему и то, что предприятие активно осваивало новые рынки сбыта, открыло четыре филиала, расширило зону обслуживания и ассортимент продукции.

Как рассказал Дамир Абубекеров, начальник отдела ИТ компании «Агропромобеспечение», инициатором автоматизации выступил генеральный директор компании. Основным критерием выбора стала комплексность: требовалось автоматизировать и документооборот, и учетные задачи. Разумеется, принималось во внимание также соотношение цены и функциональности решения. В итоге была выбрана система «1С: Управление производственным предприятием 8». Затем выбрали партнера по внедрению, им стала компания «Волгасофт», так как она имела опыт внедрения в отрасли.

Проект стартовал в июле 2008 года, начался он с предпроектного обследования предприятия специалистами-консультантами. «У нас бизнес-процессы меняются довольно быстро, компания динамичная, и если что-то нас не устраивает, сразу следуют изменения», — отмечает Абубекеров. — В компанию “Волгасофт” мы передали базу данных и те наши наработки, которые хотели бы сохранить в новой системе». Специалисты внедряющей компании перенесли данные из прежней системы в «1С: УПП 8».

В команду проекта внедрения вошли директора департаментов стратегического развития, продаж конечному потребителю, сельхозтехники, бухгалтерии и ИТ. Управлял внедрением и координировал его ход директорат компании, это стало одним из определяющих факторов успеха проекта.

Кризис притормозил внедрение новой системы — он начался как раз в то время, на которое было запланировано внедрение, — и работы продолжили с 2009 года. «Мы начали автоматизацию с торговли, так как это самая большая и стабильная часть нашего бизнеса, все остальные направления были еще в процессе становления. Весь прошлый год мы занимались именно этой частью проекта», — вспоминает Абубекеров.

По нарастающей

После автоматизации торговли руководство оценило возможности информационной системы и поставило новые задачи по ее совершенствованию. Политика была такова — минимально изменять стандартную конфигурацию «1C: УПП 8», подстраивая бизнес-процессы предприятия под нее. Этим сейчас и занимаются специалисты отдела ИТ.

«Считаю, что cистема должна как можно меньше отклоняться от стандартной конфигурации, — отмечает Абубекеров. — Бухгалтерский учет должен вестись в строгом соответствии с законом, а для всего нового существует управленческий учет».

Затем в новую систему были перенесены производство, сервис, аутсорсинговые услуги (у предприятия несколько юридических лиц, и они ведут взаиморасчеты внутри холдинга). «Одновременно с внедрением мы приучали людей работать в CRM-системе, сделать это было совсем не просто — некоторые хотели оставить при себе контактную информацию о партнерах и клиентах», — вспоминает Абубекеров. Однако сопротивление удалось преодолеть, и база знаний предприятия в части партнеров и клиентов теперь пополняется.

Сейчас начат новый этап внедрения — планирование и бюджетирование. Реализуется оперативное помесячное планирование продаж и закупок на основе стандартных механизмов «1С: УПП 8». Параллельно силами собственных служб, без привлечения сторонних организаций, разрабатывается бюджетирование (финансовое планирование).

В феврале 2009 года обучение работе в новой системе прошли менеджеры центрального офиса и те, кто работает в филиалах компании, — всего порядка 50 ключевых специалистов. В ИТ-отделе работают три человека, все они также прошли обучение в фирме «Айлант».

«Лучшая подготовка к внедрению — это направить на обучение главного бухгалтера и программиста, — советует Абубекеров. — От их взаимодействия зависит очень многое. Важно иметь единомышленников, у которых сформировалось общее видение новой системы».

По заказу руководства ИТ-специалисты компании разработали несколько собственных отчетов: о зарплате, продажах, закупках, об анализе прибылей. Cгенерировали также отчет о просроченной дебиторской задолженности — этот отчет востребован и руководством (чтобы отслеживать состояние финансов), и менеджерами по продажам (их зарплата напрямую зависит от времени просрочки задолженностей), и менеджерами по закупкам.

В качестве системы документооборота на предприятии используется решение DocsVision. Оно способно интегрироваться с «1С: УПП», но пока обмен данными работает в режиме тестирования.

Сейчас в систему вносятся описания техпроцессов по производству и спецификациям. «Номенклатура у нас составляет 20 тыс. изделий, — отмечает Абубекеров. — Производство мы внедряем на уровне технологических карт, спецификаций, начиная от материалов и далее по технологической цепочке вплоть до готового изделия на уровне “УПП 8”. Эту работу выполняют бухгалтеры и технологи».

У предприятия есть собственное конструкторское бюро и группа технологов, для нее закупили программу проектирования технологических процессов «Спрут-ТП» компании «Спрут-Технология». Сейчас группа технологов создает в ней технологические карты, а специально нанятые бухгалтеры переносят их в «1С: УПП». Автоматизировать этот процесс сложно, так как продукт «Спрут-ТП» приобрели недавно, и пока он находится в процессе освоения.

В настоящее время идет внедрение модуля СRM, а также модулей управления автотранспортом и производством. У предприятия 11 филиалов, все они работают посредством терминального доступа с единой информационной системой.

Затраты на проект в целом распределились следующим образом: примерно 500 тыс. руб. ушло на покупку двух серверов, 1 млн руб. — на закупку лицензий «1С: УПП 8» и «DocsVision», около 600 тыс. руб. составили затраты на внедрение.

«Про окупаемость проекта говорить пока рано, — считает Абубекеров. — Все эти затраты пришлись на кризисный 2009 год, который не является показательным. Оценивать выгоду от проекта мы будем по итогам 2010 года».

Перспективы

На ближайшее время поставлена задача организовать видеоконференции с помощью системы Skype. Тестирование показало, что пропускной способности каналов (внутреннего в 1 Гбит/c и c филиалами — до 10 Мбит/c) вполне хватает для решения этой задачи. Также в планах — моделирование формирования плана и бюджета, чтобы, проиграв несколько сценариев, прогнозировать норму прибыли. Планируется также расчет себестоимости в производстве, это станет возможным, когда в систему будут введены все спецификации и технологические карты.

«Агропромобеспечение»

Компания «Агропромобеспечение» занимается снабжением сельхозпроизводителей отечественной и импортной сельхозтехникой и запчастями к ней, а также продажей техники в лизинг. В штате компании 250 сотрудников.

Жизнь предприятия

Рассказывает Дмитрий Журавлев, директор департамента сельхозтехники и систем и технологий компании «Агропромобеспечение»:

«Для меня информационная система — это жизнь предприятия, здесь я вижу все: поступление средств, отношения со всеми контрагентами, историю этих отношений и аналитические отчеты .

У каждого поставщика есть дилерские обязательства — по выбору продукции, планам поступления денежных средств на завод-изготовитель и пр. Все эти процессы отражены в ERP-системе, с ее помощью я определяю, сколько мне нужно сделать закупок для определенных клиентов. Отражена также вся финансовая сторона отношений с клиентами и поставщиками как в стоимостном, так и в количественном выражении. Система дает мне анализ динамики продаж по клиентам. Это важно, так как у нас сильно выражена сезонность спроса на продукцию. “Мертвые” периоды — это декабрь и январь, а также период уборки (с середины июня по середину августа). После того как сельхозпродукция собрана и реализована, вновь начинается активная работа — в хозяйствах идет обновление парка сельхозтехники. Вся эта динамика продаж адекватно отражается в информационной системе».

Борьба за рынок

Рассказывает Людмила Расшибалова, директор департамента маркетинга и рекламы компании «Агропромобеспечение»:

«Наш холдинг включает несколько предприятий, из них наиболее крупные — “Агропромобеспечение” (дилер отечественных и зарубежных поставщиков сельхозтехники) и “Нью Тон” (производит прицепную и навесную сельхозтехнику).

У нас четыре собственные сервисные бригады, которые выезжают на поле и устраняют поломки. Специфика работы в том, что когда идет уборочная страда, если случается поломка, ее требуется устранить в кратчайшие сроки. Очень важно, чтобы представители компании своевременно прибыли на место и произвели ремонт.

Конкуренция в Волгоградской области очень высокая, только в Волгограде у нас четыре крупных конкурента, также очень много мелких компаний, которые могут составить нам конкуренцию по поставкам запчастей. В связи с этим мы открываем новые направления бизнеса, например поставку минеральных удобрений. Всего у нас более 7,5 тыс. активных клиентов. Несмотря на кризисный год, предприятие получило прибыль.

“Нью Тон”, в частности, закупил лицензию на производство бороны, которая идет по полю без подстройки. У нас собственное конструкторское бюро, которым разработано более 10 модификаций бороны, в феврале будущего года запускаются в производство ряд плугов, культиваторы, в перспективе — сеялки. По нашим оценкам, мы занимаем 70% волгоградского рынка поставок сельхозтехники, запчастей и минеральных удобрений».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF