Реорганизация логистических процессов и эффективная ИТ-поддержка позволяют компании Danone существенно сокращать издержки и занимать лидирующие позиции на рынке

Трудно сегодня в России найти человека, который бы никогда не пробовал продуктов компании Danone, — их можно увидеть на полках магазинов на территории всей страны. Добиться такого положения компании удалось, в частности, за счет построения собственного транспортно-логистического комплекса, в то время как многие производители отказываются от собственной логистики в пользу профессиональных операторов рынка.

Основным рынком сбыта продукции компании Danone в России является Центральный федеральный округ — на его долю приходится 47% всей производимой продукции (Москва — 26%), в Приволжский и Северо-Западный округа поставляется 15% произведенной продукции, на Южный, Уральский и Сибирский приходится 9, 8 и 6% соответственно. «Данон Индустрия» — часть компании Danone, присутствующей более чем в 130 странах, — начала свою деятельность в России в 1992 году. Три года спустя в городе Тольятти открылся первый завод Danone по производству молочной продукции, где была произведена первая партия йогурта под названием «Danone и фрукты». С 1997 года запускаются основные бренды компании в России: «Даниссимо» (1997 год), «Активиа» и «Растишка» (2001 год), Actimel (2002 год), «Данакор» (2007 год). В ноябре 2000 года в поселке Любучаны Чеховского района Московской области открыт второй завод, который на данный момент производит около 290 тыс. тонн продукции в год. Популярные марки «Активиа», «Даниссимо», «Растишка» и «Данакор» изготавливаются именно здесь.

Логистика

«Наличие собственного транспортно-логистического комплекса дает нам существенные конкурентные преимущества», Павел Исаев, директор по логистике и поставкам в России компании DanoneНа заводе компании в городе Чехове сегодня производится почти 90% продукции по объему и ассортименту, оставшиеся 10% производятся в Тольятти. Часть продукции экспортируется на Украину, в Белоруссию и Казахстан. Каждый завод производит только свою часть ассортимента, этим обусловлена специфика движения готовой продукции от заводов до торговых точек. Произведенная продукция поступает в распределительный центр при заводе в Чеховском районе, куда поступает и часть продукции с тольяттинского завода, и отгружается в региональные распределительные центры компании Danone. Обширная география нашей страны потребовала от компании организовать широкую сеть распределительных центров. Из региональных центров продукция доставляется в магазины, а также отгружается в адрес дистрибьюторов компании Danone в близлежащие области. Сегодня региональные распределительные центры компании есть во всех крупных городах России, они осуществляют полный цикл операций в данном городе (регионе): формирование заказа в торговой точке, обработка и подбор заказа в распределительном центре, доставка продукции в торговую точку. В настоящий момент 20 региональных центров работают как склады, девять — как платформы (cross dock), обеспечивая движение конечного продукта от производителя к клиенту без (или практически без) хранения товаров на складе.

Но так было не всегда. Дистрибуция продукции Danone на территории России осуществляется двумя способами: прямые операции на базе собственных региональных распределительных центров, когда формирование заказа в торговой точке, обработка и подбор заказа, доставка продукции в торговую точку осуществляются силами сотрудников компании Danone, и операции через дистрибьюторов, на базе их региональных центров. В начале деятельности в России большая часть операций осуществлялась через дистрибьюторов, но по мере роста продаж компания запускала прямые операции в регионах. Их доля постоянно растет, и если в 2008 году она составляла не более 55%, то в 2010 году — уже 76%.

Реорганизация сети привела к сокращению маршрутов на 10% (что в российских масштабах соответствует тысячам километров), а следовательно, и к существенной экономии времени, средств. С другой стороны, непрерывно растут объемы перевозок, и затрат не становится меньше. Снизились издержки на единицу (тонну) продукции. У клиентов уменьшились соответствующие затраты на транспортировку единицы товара.

С 2008 года начал активно внедряться новый формат дистрибуции продукции — логистический провайдинг. Это организация прямой доставки на базе дистрибьютора, когда часть процессов цикла «заказ — доставка» осуществляет Danone, а часть процессов — дистрибьютор. Такая схема позволяет увеличивать объем продаж и оказывать клиентам желаемый уровень сервиса при минимальных затратах.

Столь развитая логистическая сеть позволяет компании оказывать логистические услуги и сторонним клиентам. Сегодня сторонних клиентов у компании около 10%. Но потенциал рынка, по мнению Павла Исаева, директора по логистике и поставкам в России компании Danone, велик, и доля клиентов вполне может вырасти до 50% несмотря на достаточно высокую конкуренцию: «Построенная сеть открыта для всех. Мы можем сочетать продукты разных компаний. Наличие собственного транспортно-логистического комплекса дает нам существенные конкурентные преимущества».

Продукция сегодня поставляется в 30 тыс. торговых точек, только в Москве их пять тысяч. Одна из основных проблем — постпродажная — возврат документов. Необходимо точно знать, продан ли товар, что с ним произошло, есть ли повреждения, возврат и т. д.

Была разработана специальная система, которая позволяет получать необходимую информацию. Работа с пищевыми продуктами требует поддержки высоких стандартов транспортировки, предоставления клиенту возможности видеть, где именно находится его продукт, управления цепочкой поставок с использованием ИТ-решений, которые активно внедряются.

ИТ-поддержка

ИТ сегодня — неотъемлемая часть логистического процесса компании. Danone имеет договоренности с большинством клиентов об управлении их запасами продукции. Создавать более эффективные заказы для части магазинов помогает программа Lineacom, которая была перенята у бельгийских коллег как лучшая практика и недавно внедрена в России. Система позволяет специальной центральной команде по созданию заказов, прямо из офиса, при помощи телефона и компьютера, рассчитать заказ того или иного продукта. Специалист в режиме реального времени вносит в систему данные об остатках продукции на полке, которые сообщает ему мерчандайзер, прикрепленный к торговой точке. Затем в системе Lineacom составляется заказ с учетом не только истории продаж конкретного магазина, но и запланированных продаж. Проект по внедрению центральной команды по созданию заказов позволил увеличить показатель доступности продукта, что привело к росту продаж в торговых точках. Через Lineacom заказ создается не для всех торговых точек: в магазинах с небольшим объемом продаж количество продукции, необходимое для следующей поставки, определяет торговый представитель.

Для автоматизации создания заказа и для исключения человеческого фактора в Danone был запущен проект «Рекомендованный заказ» (Suggested Order). На основе данных о предыдущих поставках и остатках продукции, вносимых торговым представителем в переносные терминалы (hand-held terminal, HHT), рассчитывается рекомендованный заказ. Торговый представитель имеет право изменить заказ, но, как правило, соглашается с рекомендацией системы.

Компания также активно внедряет электронный обмен данными (Electronic Data Interchange, EDI), который позволяет заменить обмен информацией и документами, осуществляемый на бумажных носителях, электронным документооборотом. В некоторых ситуациях стандартные схемы EDI требуют адаптации, поэтому для нескольких ключевых клиентов в компании был запущен проект «Обратный EDI». Схема обратной передачи данных предполагает, что в систему клиента заказ будет вноситься не вручную торговым представителем и затем передаваться поставщику посредством электронного канала связи, а сначала информация поступит с переносного терминала торгового представителя в систему компании Danone, а затем отправится в систему клиента. Это позволяет существенно сократить расхождения в первичных данных.

Новая реальность

В период кризиса объемы перемещаемого товара значительно сократились, что повлекло за собой падение спроса и снижение цен на логистические услуги. «Все это негативно сказалось на развитии логистики в России, где прекратилось инвестирование в инфраструктуру. Ожидаемая консолидация и инвестиции в развитие складов и транспортного парка были приостановлены. Некоторые игроки рынка обанкротились, — оценивает ситуацию Исаев. — В настоящее время все возвращается на прежний уровень. И теперь начинает ощущаться нехватка складских помещений и транспорта необходимого класса». Поэтому компания планирует продолжать инвестиции в логистическую цепочку, чтобы обеспечить и дальше ее конкурентное преимущество. Планируется открыть новые склады, увеличить частоту и расширить географию прямой доставки. Но не менее важной должна стать оптимизация всех рабочих процессов, и инструментами оптимизации будут в первую очередь инновационные ИТ-решения и повышение квалификации персонала.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF