Применение современных информационных и управленческих технологий в сфере логистики помогает развивать бизнес даже в кризисные времена

Деятельность группы компаний «ПиР» сосредоточена на производстве и дистрибуции продуктов питания. При том, что бизнес ГК «ПиР» достаточно диверсифицирован и предоставляет комплексный спектр услуг на российском рынке продуктов питания. Компания ТД «ПиР», входящая в группу, действует на рынке дистрибуции продуктов питания молочной группы. Основа ассортимента — сыры: от плавленых, твердых и варено-прессованных до свежих и рассольных, а также с благородной плесенью и специальных. Важным аспектом успешной дистрибуции ТД «ПиР» является современный, полностью охлаждаемый складской комплекс с полезной площадью 1700 м2, трехъярусными стеллажами, рассчитанными на 800 палетомест.

Компания «ПиР-ПАК» специализируется на нарезке, терке и упаковке твердого сыра, используя передовые технологии, такие как перезакрываемая упаковка из барьерных материалов, использование модифицированной атмосферы для сохранения потребительских свойств сыра и др.

Компания «НТТ» специализируется на поставках розничным сетевым операторам Москвы свежих молочных продуктов FRESH- и PREMIUM-классов.

Управляет цепями поставок — формированием, хранением, доставкой, экспедированием — логистическое объединение «СП-ОнЛайн». Компания обслуживает логистические процессы группы и предоставляет логистические услуги на внешний рынок, специализируясь на доставке сборных продуктовых грузов розничным сетевым операторам по всей территории России. Сегодня, благодаря стратегии диверсификации и маркетинговой ориентированности, ГК «ПиР» предлагает рынку комплексную универсальную производственно-дистрибуционно-логистическую услугу.

Автоматизация логистики

«Кризиса не было — была новая реальность. Гораздо большие проблемы компании испытывают в связи с законом о торговле и введением новых технических регламентов на молочную продукцию»,  Илья Рязанов, директор по развитию группы компаний «ПиР»Опыт группы компаний «ПиР» в сфере логистики был взят за основу при создании компании «СП-ОнЛайн», а высокие требования сетевых операторов сделали необходимой автоматизацию адресного хранения с использованием терминалов сбора данных для предоставления услуги сторонним заказчикам, которую и осуществили с помощью компании Axelot. Был автоматизирован весь логистический процесс: приемка, размещение, подпитка от мест хранения, пикинг (отбор продукции под заказ) и отгрузка, включая ряд специфических функций, таких как инвентаризация и перемещение внутри склада. «Неоценима была помощь внедрявших систему специалистов в заполнении справочников — это трудоемкая, тяжелая, всеми нелюбимая работа», — рассказывает Илья Рязанов, директор по развитию ГК «ПиР». Конечно, на тот момент существовали справочники, но чтобы система заработала хотя бы в полуавтоматическом режиме, необходимо было заполнить достаточно большое количество специфических характеристик, которые ранее не фиксировались. Справочники, существовавшие на тот момент, были перенесены обычной выгрузкой-загрузкой. Это стало возможным за счет того, что и старая, и новая системы — от одного производителя «1С», но разных версий — 7.7 и 8.1. Для внутренних же процессов на тот момент уже использовалась система на базе продуктов компании «1С». «На момент внедрения, для автоматизации внутренних процессов решение компании Axelot не подходило — в частности, адресное хранение весового товара не совсем удовлетворяет требованиям нашей внутренней логистики, но мы проводим консультации и планируем воспользоваться решением компании Axelot», — рассказывает Рязанов.

Платформу «1С», которая была выбрана, активно развивают. Причем выбор был сделан неслучайно. Причин, по мнению Рязанова, несколько — это и доступность самого приложения, и возможность предоставления новых сервисов в рамках уже приобретенного продукта (например, переход на новую платформу), и работа Web-клиента, и пр. «Это очень удобно. Шесть лет назад, когда наш бизнес был еще совсем мал, других доступных систем не существовало. Кроме того, обучение персонала стоит немалых средств. А почти все набираемые сотрудники уже знакомы с продуктами “1С”», — поясняет он. Поиск квалифицированного персонала — основная проблема всех компаний. Некоторые подразделения вынуждены работать не только с внутренними системами, но и с системами заказчиков, и работе в них нужно учить. Например, оказывая услуги заказчику, у которого установлена система SAP R3, какие-то действия сотрудники вынуждены выполнять в его системе. «Невозможно у себя поддерживать все многообразие печатных форм заказчиков — для этого нужен целый отдел, — поясняет ситуацию Рязанов. — Мы вынуждены печатать документы непосредственно из системы клиента: он присылает заявку на отгрузку, с помощью Web-сервисов все синхронизируется, и итоговая версия документа печатается из системы заказчика».

У компании один логистический комплекс в одном километре от Москвы по Каширскому шоссе, есть представительство в Санкт-Петербурге (логистический и перевалочный пункт) и скоро откроется представительство в Краснодаре. По России доставка осуществляется автотранспортом — как собственным, на котором установлены мобильные устройства с GPS для отслеживания грузов в пути, так и привлеченным. Продукция поставляется и таким крупным сетевым клиентам, которым необходима доставка вовремя: иногда не просто в конкретный день, а в определенный час.

Поскольку складской комплекс отделен от центрального офиса, активно используется технология составления реестра документов с помощью сканирования штрихкодов на документах для передачи и контроля документооборота между разными подразделениями. Это существенно сокращает работу операторов. За последние четыре года компании не приходилось увеличивать штат, хотя объем документооборота рос. Технология штрихкодирования, как и электронный документооборот, дает немалую экономию. Вся документация, как входящая, так и исходящая, снабжается штрихкодом для быстрой идентификации документа в базе данных. На документы сторонних организаций тоже наклеиваются штрихкоды, которые формирует система, и дальнейшие поиск и работа с этими документами основаны на них. У всех операторов установлены сканеры штрихкодов. Внутренняя товарно-сопроводительная документация уже содержит штрихкод, так как распечатана из системы. Такой подход, по мнению Рязанова, экономит огромное количество времени. «Для исходящей документации эта технология работает уже около четырех лет, а для входящей (возвраты и поступления), которой меньше, чем исходящей, ее внедрили только год назад. Не было столь острой необходимости», — поясняет он.

Бизнес и ИТ

Реализовал автоматизацию собственный отдел ИТ группы компаний «ПиР», в котором работает 4 сотрудника. Взаимодействие с пользователями осуществляется через Helpdesk. Руководитель проектов оценивает, есть ли необходимость проводить те или иные доработки. Если запрос требует внесения изменений в бизнес-процесс, то создаются рабочие группы. «Это сложный механизм взаимодействия бизнес-подразделений и подразделения ИТ, так как любые изменения бизнес-процессов отражаются на системе», — говорит Рязанов. В период кризиса управление ИТ не сокращали, не снижали зарплату сотрудников, частично были заморожены только бонусы. Что же касается развития ИТ в компании в целом, то некоторые стратегические разработки были приостановлены, но все проекты, необходимые бизнесу, активно реализовывались. «ИТ должны поддерживать бизнес, — считает Рязанов, — и мы рассматриваем отдел не как центр затрат, а как центр прибыли». Очень важно, чтобы ИТ-отделом руководили профессиональные управленцы, а не люди, вышедшие из ИТ, поскольку ИТ-руководитель часто является переводчиком между ИТ-сотрудниками и бизнес-подразделениями. «Чтобы преодолеть барьер, мы периодически проводим для ИТ-сотрудников мини-экскурсии по бизнес-подразделениям, где показываем, чем дышит компания. И они понимают, что их задача заключается не только в обслуживании серверов и приложений, но и aв поддержке бизнеса, — делится Рязанов. — От бизнеса тоже требуется системный подход, понимание того, как устроены бизнес-процессы, — только это позволит корректно ставить задачи для ИТ».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF