В период стабилизации и роста прибыли, обозначившийся во второй половине 2009 года, компании транспортно-логистического комплекса, нацеленные на конкуренцию и выживание, активно внедряют информационные технологии, поскольку ИТ остаются самым эффективным и

Транспорт

Развитая транспортная инфраструктура рассматривается государством как конкурентное преимущество, оно вкладывает в ее развитие немало средств (за весь период реализации программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» объем финансирования составил порядка 4,5 трлн руб.). Однако, по словам Игоря Левитина, главы транспортного ведомства, начало финансирования значительного количества проектов с 2010 года перенесено на более поздние сроки. В нынешнем году средства сконцентрированы на завершении ранее начатых объектов, прежде всего влияющих на безопасность, а также строительстве олимпийских объектов.

На финансирование ремонта и строительства дорог в 2011 году будет направлено 387 млрд руб., что на 20% больше, чем в текущем году. Общая же сумма расходов на реализацию мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги» составит 4341,93 млрд руб. На воздушном транспорте основным направлением финансирования являлось развитие объектов наземной инфраструктуры в аэропортах. На эти цели было выделено 16,5 млрд руб.

По данным Росстата, около 80% руководителей автотранспортных предприятий рассматривают сегодня ситуацию как «благоприятную» и «удовлетворительную». Грузооборот в первом полугодии 2010 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 10%, а объем перевезенных грузов — всего на 2,1%. При этом автомобильным транспортом было перевезено 79,2%, железнодорожным — около 17,3%, морским и внутренним водным — около 3,4%, и воздушным — 0,1% грузов. Пассажирооборот транспорта общего пользования в январе – июле 2010 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 5%.

Эксперты полагают, что отечественная транспортная инфраструктура до сих пор существенно отстает от уровня развитых стран, и этот недостаток, по мнению Ильи Рязанова, директора по развитию группы компаний «ПиР», сегодня сдерживает приход на рынок крупных зарубежных игроков.

Логистика

Если в отношении развития транспортной инфраструктуры у государства есть четкая позиция, то по отношению к логистике такого нет, хотя и отсутствуют законодательные или административные проблемы, которые бы тормозили развитие терминально-логистического бизнеса. В России сегодня достаточно низкий уровень обеспеченности терминально-логистическими комплексами по сравнению с развитыми странами. По оценкам экспертов, в 2009 году объем рынка логистических услуг сократился на 20–25%. «При этом компании выбирали одну из двух противоположных стратегий. Первая — централизация компании, закрытие представительств в других регионах, оказание услуг, в основном, клиентам своего региона. Вторая — создание филиальной сети по продаже услуг с единым центром управления производством (логистикой)», — поясняет ситуацию на рынке Дмитрий Бацюро, директор по ИТ группы компаний «Атлантик». Чтобы удержать клиентов, российские компании начали резко снижать цены, при этом спрос на складские помещения и объем частных грузоперевозок сократился более чем на 30%. «В России падение цен конца 2008 – начала 2009 года не продолжится, — считает Павел Исаев, директор по логистике и поставкам в России компании Danone. — С середины 2010 года обозначился медленный рост цен на транспортные и складские логистику и услуги». Эксперты ожидают роста рынка логистики на 5–10% к концу текущего года и полного его восстановления через 2–3 года.

Наблюдается тенденция выхода логистических провайдеров в регионы. В 2010 году активизировалось строительство логистических центров. В Перми открылся логистический комплекс по хранению и переработке овощей. Строится межрегиональный мультимодальный логистический центр на Волге в районе станции Свияжск (Татарстан) в рамках ФЦП на 2010–2015 годы. Новый таможенно-логистический терминал появится в Приморье, у самой государственной границы вблизи поселка Пограничного. Дочерняя фирма компании «Ренус», европейского поставщика услуг в области логистики, намерена построить на территории Смоленской области склад временного хранения. Строится первая очередь терминала «Четвертой стивидорной компании» в Санкт-Петербурге. В калужском Ворсине будет создан логистический парк, на территории которого планируется разместить ряд транспортно-логистических предприятий, железнодорожный и автомобильный терминалы, контейнерный и складской комплексы. Алтайский край планируется превратить в логистический центр транспортного коридора между Россией и Китаем.

«Логистика сегодня — очень перспективное направление, — считает Рязанов. — В Россию стремятся крупные игроки, но рынок пока остается безграничным, так как крупные операторы обычно приходят со своими основными крупными, иногда транснациональными клиентами. А для обслуживания небольших компаний, с которыми крупным операторам работать невыгодно, всегда будут возможности».

Важным направлением развития является внедрение и развитие ИТ в системе управления отраслью. В рамках реализации Транспортной стратегии еще в 2009 году начат крупномасштабный проект по информатизации и автоматизации транспортной отрасли. ИТ сегодня обеспечивают основное конкурентное преимущество — качество услуг, поэтому эксперты полагают, что снижения инвестиций в ИТ в ближайшем году не будет.

ИТ-поддержка и преимущество

Стабилизация и рост прибыли, обозначившиеся во второй половине 2009 года, привели к росту количества реализуемых ИТ-проектов. Инновационные технологии, обеспечивающие быстрый, точный и ничем не ограниченный обмен информацией создали основу для развития новых стратегий, таких как поставка «точно в срок», стратегии быстрого реагирования, непрерывного пополнения запасов и автоматического пополнения запасов и т. д. Реализовать их без внедрения специализированного ПО, без качественной ИТ-инфраструктуры, удаленного доступа невозможно. Проекты последнего года охватывают все уровни автоматизации — от оптимизации инфраструктуры до внедрения комплексных корпоративных систем. Успешная и быстрая интеграция между системами — неотъемлемая часть таких проектов.

Инфраструктура

Надежная инфраструктура особенно важна для распределенных компаний. Количество проектов в этой области непрерывно растет. Например, компания IBM начала реализацию проекта по созданию отказоустойчивой аппаратной платформы (высокодоступного отказоустойчивого центра обработки данных) для пермской группы компаний «Фуд Трэйд». Критическими потребностями при реализации проекта для заказчика были необходимость быстрого восстановления данных, сокращение времени простоя, обеспечение непрерывной работы.

Северной железной дорогой, филиалом РЖД, были закуплены решения для резервного копирования и восстановления данных компании Acronics.

Компания «Ай-Теко» реализовала проект по построению сетевой инфраструктуры терминала D международного аэропорта Шереметьево-3, которая включает локальную вычислительную сеть с возможностью подключения до 8000 портов, WiFi, подключение серверной фермы, доступ к корпоративной сети и сети Интернет. Компания «Астерос» завершила создание под ключ ИТ-инфраструктуры нового аэровокзала международного аэропорта Сочи. В рамках подготовки к проведению Олимпиады-2014 были внедрены 37 базовых и специализированных авиационных систем, которые обеспечивают непрерывную работу аэропорта. Построена ИТ-инфраструктура, включающая структурированную кабельную систему и ЛВС на 2500 пользователей, унифицированную систему телефонной и конференц-связи, комплекс систем безопасности, а также ЦОД и базовые ИТ-сервисы; созданы системы видеонаблюдения, оповещения и пожаротушения; установлено и настроено соответствующее специализированное оборудование. Все эти системы были интегрированы в единый ИТ-комплекс.

Комплекс

Наибольшее конкурентное преимущество в отрасли, по мнению Бацюро, сегодня дают системы комплексной автоматизации, включающие оперативное управление бизнес-процессами (BPM-модули), а также технологии обеспечения непрерывности бизнеса — поскольку бизнес в высокой степени информационно зависимый, необходимо обеспечивать доступность информации в любой момент времени. Компания Atlantic Cargo Service, входящая в группу компаний «Атлантик» и оказывающая транспортно-экспедиторские услуги в области международной перевозки грузов, реализовала проект создания корпоративной информационной системы, обеспечивающей поддержку основных бизнес-процессов, внедрив шаблон «Управление доставкой и грузоперевозками: Логистика, транспорт, склад», разработанный ITBox на базе системы Microsoft Dynamics AX, для автоматизации всего жизненного цикла бизнес-процессов по учету, контролю и анализу грузопотоков компании,

состоящей из распределенной сети офисов. В течение этого года большое внимание уделялось созданию и развитию автоматизированной координации работ между сотрудниками при исполнении ими основных бизнес-процессов, повышению прозрачности этих процессов и измеримости их основных характеристик. «В ближайший год это также останется одним из ключевых направлений развития автоматизации. Наряду с этим планируется автоматизация обмена информацией между системами автоматизации наших партнеров и нашей компании», — рассказывает Бацюро.

Компания «Росморпорт», осуществляющая деятельность в российских морских портах в 16 субъектах РФ и обладающая самым крупным в мире ледокольным флотом, строит корпоративную информационную систему. Комплексным решением, внедряемым с помощью компании GMCS, в состав которого войдет IBM Cognos Enterprise Planning, будут охвачены бюджетирование, бухгалтерский и налоговый учет, учет портовых сборов, отчетность, а также учет заработной платы и кадров. На базе этого же продукта создал систему бюджетного управления крупнейший оператор железнодорожных перевозок зерновых грузов «Русагротранс». Решение позволяет повысить качество бюджетирования, финансового планирования и прогнозирования деятельности компании.

Проект по разработке корпоративной информационной системы для федеральной сети грузовых автоцентров TRUCK Center начался еще в 2008 году с внедрения системы управления продажами на платформе Microsoft Dynamics CRM, затем было автоматизировано бюджетное управление с помощью системы PlanDesigner. «ТРАК-ЦЕНТР Казань» внедряет корпоративную информационную систему на платформе Microsoft Dynamics AX 4.0, которая интегрирована с системой PlanDesigner и охватывает бизнес-процессы расчетов с клиентами и поставщиками, управления денежными средствами, управления запасами и складом, сводного планирования потребностей в запчастях и управления ремонтами спецтехники.

Неотъемлемой частью систем сегодня становятся аналитические приложения, работа которых невозможна без хранилищ данных. Разработка и внедрение хранилища данных для DPD в России выполнены на базе продуктов Oracle Business Intelligence & DataWarehousing. Под международным брендом DPD в России работают компании «Армадилло Бизнес Посылка» и «Армадилло», которые предлагают полный комплекс транспортно-логистических услуг по уникальной технологии экспресс-экспедирования. Целью проекта было формирование единого информационного ресурса для построения управленческой аналитической отчетности на основе единой модели корпоративных данных.

Московская «Городская объединенная служба такси 743» (ГОСТ-743) ввела в действие общую для всей компании базу данных, совмещенную с такими программными продуктами, как «Ингит», Infra call-center, «АвтоГраф», Rander, SpRecord, которая позволяет значительно оптимизировать оформление и осуществление заказов, сократить затраты времени клиента и диспетчерской службы, своевременно реагировать на поломки автомобилей, следить за сроками проведения технического обслуживания и ремонта.

Складирование и транспортировка

В качестве основных эффективных инструментов снижения издержек логистические компании называют WMS-системы и штрихкодирование.

В компании S7 Airlines внедрена система штрихкодирования для управления складскими запасами: разработаны функциональные расширения для работы со штрихкодированными метками для автоматической идентификации складируемых объектов в модуле управления складскими запасами комплекса приложений Oracle E-Business Suite. Завершен проект по автоматизации логистического центра оператора ответственного хранения компании Advanced Solutions на базе системы Bliss Suite, а также ее интеграция с ERP-системой Microsoft Dynamics AX. «Южная логистическая компания» внедрила систему TopLog WMS на платформе «1С: Предприятие 8». WMS-систему Logistics Vision Suite внедрили на складе компании «Рельеф-центр», дистрибьютора канцелярских товаров, бумажно-беловой продукции и оргтехники ведущих отечественных и зарубежных производителей.

В планах компании — продолжать автоматизацию других логистических процессов в сфере планирования и мониторинга ресурсов склада, а также использования современных методов голосового отбора товара.

Для компании, занимающейся грузоперевозками, особенно перевозками крупногабаритных грузов, крайне важно постоянно контролировать местонахождение машин, их маршрут и пройденный километраж. Это и безопасность движения, и повышение дисциплинированности водителей, и экономия средств.

ГЛОНАСС-оборудованием оснастила автомобили «Автобаза Правительства Ленинградской области». «Московская теплосетевая компания» подключила комплексную услугу мониторинга и управления подвижными объектами «НИКА» — на машинах установлены абонентские навигационные терминалы GPS/GSM, передающие данные на сервер «НИКА» о транспортных маршрутах, состоянии автомобилей, протяженности пути и расходах топлива за отчетный период. Необходимость контролировать перемещение наемного транспорта (500 машин из 800 используемых) привела «Первую Экспедиционную Компанию» к решению задачи мониторинга наемного и арендованного транспорта с помощью автономных бортовых навигационных блоков.

Системы ГЛОНАСС/GPS мониторинга и контроля транспорта «АвтоТрекер» внедрены в «Нижневартовском управлении технологического транспорта №1», которое оказывает нефтедобывающим компаниям и другим организациям региона комплекс услуг, связанных с использованием собственного парка автотранспорта и различной спецтехники.

Еще одно направление, автоматизация которого дает быстрый и заметный эффект, — управление техобслуживанием и ремонтами. Затраты на техническое обслуживание и ремонт судов, которых на балансе Амурского пароходства имеется более 200, являются весьма значительной статьей расходов. Для их снижения внедрили EAM-систему TRIM, охватившую руководство, техническую службу, отдел материально-технического снабжения, отдел ИТ, планово-экономический отдел, центральный склад.

Взаимодействие

По признанию большинства экспертов, компаниям необходимы технологии, способные обеспечить эффективное взаимодействие сотрудников. В группе компаний FESCO с этой целью был создан корпоративный портал, который в настоящий момент является универсальным инструментом, позволяющим объединить работу всех сотрудников FESCO. Портал является эффективным инструментом доступа ко всей оперативной информации — производственной, финансовой и кадровой.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF