«Мы используем аутсорсинг там, где у нас нет необходимых компетенций», — отметил Андрей Хлызов, директор департамента развития ИТ Сбербанка России, выступая на недавней конференции «Программные миры HP». Примечательно, что, когда речь заходит об обоснован

По-прежнему в своем отношении к этой управленческой технологии руководство компаний делится на два лагеря. У каждого свои аргументы, но все реже ее сторонники обращаются к вопросам экономической целесообразности. На сегодняшний день практически все убедились, что аутсорсинг не приводит к быстрому улучшению финансовых показателей. Более того, очевидно, что при передаче подрядчикам на выполнение ряда работ придется заниматься объективным подсчетом всех сопутствующих издержек, что, скорее всего, увеличит стоимость этих работ, тогда как при их выполнении собственными силами можно закрыть глаза на необходимость некоторых операций и не выделять под них финансирование, то есть просто не оплачивать часть труда своих сотрудников. Экономическую составляющую внутреннего соглашения SLA подсчитать никогда не удастся, к такому мнению пришли участники круглого стола на конференции. «Аутсорсинг не дешевле, а эффективнее», — отметил Хлызов. Действительно, опыт практического использования аутсорсинга как в России, так и за рубежом показывает, что он существенно способствует росту эффективности хозяйственной деятельности.

Вместе с тем аргументация в пользу проектов аутсорсинга из-за отсутствия необходимых компетенций может стать причиной серьезных неприятностей. Прежде всего установление долговременных отношений с подрядчиком существенно усложняет управление всей системой бизнес-процессов организации. Ни один из них не существует изолированно и при выносе за пределы организации требует поддержки существующих связей, что гораздо труднее сделать по сравнению с выполнением процессов внутри организации.

В частности, непростой задачей является контроль исполнения SLA, даже если это соглашение очень тщательно составлено. В ситуации, когда в организации отсутствует необходимая компетенция, когда нет собственного опыта выполнения этих работ, не только контроль SLA, но и его составление представляют большую проблему и требуют аудита силами третьей организации. Более того, отсутствие компетенции может существенно повысить риски утраты контроля над собственными активами (особенно над активами нематериальными) и попадания в зависимость от своего подрядчика.

Практика показывает, что даже наличие штрафных санкций в договорах с подрядчиком в большинстве случаев, особенно если речь идет о больших проектах, носит скорее психологический характер. По словам Хлызова, «ни одна российская ИТ-компания не сможет оплатить простой Сбербанка». В своем недавнем интервью нашему журналу это мнение поддержал Андрей Тихонов, директор по ИТ «Лаборатории Касперского»: «Денежная компенсация от подрядчика никогда не покроет полностью возможные потери от остановки услуги. Минимизация рисков всегда остается на заказчике».

Существуют такие виды хозяйственной деятельности, где отсутствие компетенций вряд ли можно восполнить за счет аутсорсинга. Пример — бизнес-аналитика. В своем недавнем интервью нашему журналу Томас Давенпорт отмечал, что в мировой практике проекты аутсорсинга в этой области редки, хотя и существуют некоторые спрос и предложение, в частности от компаний, находящихся в Индии. Но это в зарубежной практике. Выступая на семинаре компании Columbus IT, посвященном аналитическим системам для банков, Олег Данильченко, менеджер по развитию бизнеса IBM, отметил, что в российской практике проекты такого рода кажутся ему невозможными. С одной стороны, аналитическая работа требует наличия высококвалифицированного, а значит, высокооплачиваемого персонала. С другой стороны, этот персонал должен тесно контактировать с руководством компании и пользоваться его доверием, что трудно обеспечить при привлечении подрядчика. Данильченко считает, что единственным путем решения этой проблемы является взращивание собственных кадров. Роль подрядчика — организации, внедряющей различного рода аналитические инструменты, — будет сводиться к предоставлению образовательных услуг, обеспечению профессионального роста специалистов заказчика и консультациям в сложных ситуациях.

Блог редактора: blog.osp.ru/blogs/nord/

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF