В последнее время в бизнесе мобильных операторов активно развиваются услуги на базе сетей 3G и сервисы на базе IP-технологий. О масштабных задачах развития ИТ, возникших вследствие появления новых рынков и взрывного роста потребления, и о новых приложения

Какие бизнес-задачи стоят сейчас перед компанией в связи с развитием сетей сотовой связи третьего поколения (3G)?

Проникновение мобильной связи в России сегодня составляет 155%. Это значит, что услуги голосовой связи практически достигли своего физического максимума. Общение все больше уходит в Интернет, тем более что на рынке появились удобные устройства, позволяющие с легкостью работать в Интернете, смотреть видео и пр. Технология 3G открывает перед мобильными операторами широкие возможности, в том числе и на просторах России — в условиях, когда за пределами мегаполисов инфраструктура фиксированной связи слабо развита.

Для укрепления нашего лидерства нам важно развивать новые контентно-ориентированные услуги, которые были бы максимально просты и удобны для клиентов. Повсеместное внедрение технологии EDGE и развитие 3G-сетей уже подготовили базу для услуг, рассчитанных на массового пользователя, например для мобильного телевидения. По нашим данным, на конец августа 2010 года число абонентов, подключивших наш сервис «Видео-портал», превысило 500 тыс. человек.

Как эти задачи бизнеса находят отражение на уровне ИТ?

Мы работаем в тесном сотрудничестве с ИТ-департаментом «МегаФона». Он является связующим звеном между коммерческим блоком и нашими контрагентами, разрабатывающими системы OSS/BSS. Для нашего бизнеса крайне важно, чтобы техническое внедрение новых интеллектуальных услуг становилось возможным без существенного изменения бизнес-процессов и «глобальных» доработок ПО. Кроме того, телекоммуникации — такая отрасль, где ИТ тесно связаны с развитием инфраструктуры и ее унификации, требующей подведения волоконно-оптических линий связи к каждой базовой станции, расширения систем передачи данных, строительства ЦОД, которые нужны как для управления сетью, так и для размещения «тяжелого» контента на сети оператора.

На сентябрьском совете директоров «МегаФона» строительство сети ЦОД обозначено как одно из ключевых направлений развития компании на 2011–2013 годы. Кстати, первый крупный ЦОД был открыт совсем недавно в Самаре. Инвестиции в его создание составили 900 млн руб. На территории ЦОД общей площадью около 7 тыс. м2 расположено шесть автозалов общей площадью 400 м2. «МегаФон» уже получил предварительную оценку от организации Uptime Institute о соответствии центра обработки данных уровню надежности Tier III. В начале 2011 года будет получен официальный сертификат, подтверждающий эту оценку. ЦОД станут использоваться как для собственных нужд, так и для предоставления услуг корпоративным клиентам «МегаФона» и «Синтерры». Как видим, компании связи находятся в выгодном положении: мы обладаем всеми необходимыми ресурсами (и техническими, и людскими), чтобы самим предлагать услуги ЦОД на аутсорсинг.

Насколько имеющиеся приложения соответствуют поставленным задачам? Что уже внедрено, что находится в работе? Какие ИТ-задачи вы считаете для бизнеса приоритетными?

«МегаФон» изначально строил свою ИТ-инфраструктуру на ограниченном количестве решений, планомерно унифицируя свой ИТ-ландшафт. Сегодня OSS/BSS-системы оператора во всех регионах основаны на продуктах трех вендоров: «ПетерСервис» (биллинговые системы), SAP (ERP и CRM), Oracle (система бюджетирования). Все они взаимоувязаны. Это позволяет нам грамотно анализировать потребности наших пользователей для разработки новых услуг и более точно выявлять интересы наших клиентов. Кроме того, для работы коммерческого управления и департамента маркетинга ключевыми инструментами являются системы бизнес-анализа. На основе базы данных, полученных из биллинга, эти системы помогают анализировать предпочтения пользователей, определять намечающиеся тренды в пользовательском поведении, выводить на рынок новые тарифные планы и услуги, которые не только интересны той или иной группе пользователей, но и позволяют учитывать потребности компании в сохранении ARPU.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF