Но постепенно он коснулся практически всех отраслей. Издательский бизнес не стал исключением. О том, как в этих условиях проходило

Что повлияло на решение руководства компании продолжать проект внедрения системы SAP, начатый еще до кризиса?

Вопрос «продолжать ли этот проект?» не стоял. Внедрение ERP-системы было вопросом не столько денег, сколько оптимизации управления. Мы очень долго шли к принятию решения об этом внедрении. В определенный момент в нашей компании сформировалось понимание, что автоматизация бизнес-процессов средствами ERP-системы позволит получить новые конкурентные преимущества. Как только топ-менеджмент понял, что комплексная автоматизация основных бизнес-процессов внесет свою лепту в основную цепочку ценностей компании, проект был запущен. После этого процесс внедрения надо было не останавливать, а интенсивно продолжать. Любая его остановка повлечет за собой дополнительные затраты, а в кризис задача оптимизации затрат стоит особенно остро. Наши инвестиции в ERP-проект были осуществлены в рамках согласованной бизнес-стратегии, а не потому, что у нас были лишние средства.

Как удалось донести мысль о важности ERP-проекта до западных акционеров компании?

Для оптимизации управления бизнесом необходима актуальная информация, позволяющая менеджерам принимать своевременные бизнес-решения. Новая система как раз и дает возможность получить такую информацию. Это очень хорошо понимали собственники бизнеса.

Высококонкурентная рыночная среда и растущий масштаб бизнеса диктовали новые требования к инструментам управления. Система комплексной автоматизации давала в руки менеджеров оптимальный инструмент для получения и интерпретации бизнес-информации, растущий бизнес получил новые возможности для создания конкурентных преимуществ.

Собственники — немецкие бизнесмены — считают деньги очень скрупулезно. Мы не сразу получили согласие акционеров, нас предупреждали, что проект очень сложный, риск неудачи велик и цена вопроса очень высока. Проектная группа подготовила ряд презентаций для акционеров и сумела убедить их в том, что мы готовы к эффективной реализации сложного ERP-проекта. Основным аргументом для акционеров в пользу внедрения ERP-системы стало то, что она поможет создать новые конкурентные преимущества.

Как удалось избежать рисков, о которых вы упомянули?

Систему автоматизации нужно покупать «на вырост», чтобы она была эффективна с учетом дальнейшего роста бизнеса. Прежде чем принимать решение о выборе самой системы и ее конфигурации, нужно проанализировать бизнес-процессы компании и основные тенденции их развития. Я никому не советую запускать ERP-проект без тщательной предварительной проработки, которая включает не только анализ и, возможно, дальнейший реинжиниринг бизнес-процессов компании, но и учитывает опыт внедрения ERP-систем другими компаниями в различных отраслях бизнеса. При этом, на мой взгляд, особенно внимательно нужно проанализировать причины неудач.

Например, в ходе изучения опыта проектов внедрения SAP и обсуждения его с представителями различных предприятий стало очевидным, что самый распространенный риск, который приводит к неэффективному внедрению ERP проекта, связан не с ИТ и даже не с масштабами инвестиций, как многие думают, а с тем, что люди в компании не принимают новую систему. Чтобы исключить этот риск, мы с самого начала активно привлекали конечных пользователей системы к обсуждению и принятию решений, касающихся проекта.

У нас конечными пользователями были продавцы твердых копий, рекламных площадей, бухгалтеры, финансовые контролеры и маркетологи. Активное вовлечение конечных пользователей в проект, учет их мнений при принятии проектных решений обеспечили лояльность ключевых пользователей к проекту в целом и, в конечном итоге, способствовали эффективному внедрению ERP-системы.

Нельзя не упомянуть и о риске при выборе внешних консультантов, привлекаемых к реализации ERP-проекта. Есть очевидные критерии такого выбора: например, опыт участия в аналогичных проектах, стоимость часа консультаций и т. п. Мы искали консультантов, которым важно добиться конечного результата. Необходимо, чтобы консультант был заинтересован в проекте и в компании как клиенте и был готов привлечь к работе своих лучших специалистов. Нам удалось найти таких людей, это обеспечило профессиональную и эффективную поддержку проекта и позволило уложиться в график и бюджет.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF