По данным Росстата, оборот розничной торговли в январе — ноябре 2009 года в товарной массе составил 94,3% к соответствующему периоду предыдущего года и на 86,3% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями; оставшиеся 13,7% пришлись на долю розничных рынков и ярмарок. Доля рынков и ярмарок оказалась на 0,5% больше по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, несмотря на то что их число за прошедший период сократилось на 4% (в основном за счет преобразования их в торговые центры, супермаркеты и другие современные форматы торговли).

Розничные торговые сети формировали в среднем по РФ 28,1% оборота розничной торговли. Интересно, что на долю сетевых структур в ноябре 2009 года в Москве пришлось 22% оборота, в Санкт-Петербурге — 61,3%. Кризис не помешал сетям активно развиваться. X5 Retail Group за 2009 год открыла 191 дискаунтер «Пятерочка» и 68 супермаркетов «Перекресток» (с учетом поглощенной сети «Патэрсон»). Сеть «Магнит» открыла в 2009 году 646 магазинов — почти в два раза больше, чем в 2008 году. Компания РТК — дочка МТС — развила свою монобрендовую сеть и довела число салонов до 3,5 тыс., что сопоставимо с розничной сетью компании «Евросеть».

Большая доля сетевых игроков в обороте розничной торговли, в первую очередь продовольственных товаров, заставила законодателей принять закон о торговле в ограничивающей возможности сетей редакции. Например, запрещается торговым сетям, на которые приходится более 25% объема реализации продовольствия в границах субъекта Федерации (с 1 января 2010 года) и городского округа или муниципального района (с 1 июля 2010 года), приобретать новые магазины. Пытаясь защитить интересы поставщиков продуктов, закон запрещает включать в договоры поставки все виды бонусов, кроме премии за объем, которая не должна превышать 10%. Закон вступает в силу 1 февраля, и у сетей есть переходный период в 180 дней, чтобы привести к новым требованиям договоры поставки. Но по мнению сетевых игроков, потребитель от принятия закона не выиграет, а от наложенных ограничений пострадают все участники рынка. В IV квартале 2009 года уровень торговой наценки, как и в IV квартале 2008 года, по данным Росстата, составил 27%, и выполнение закона, как ожидается, приведет только к его росту.

По данным крупнейших сетевых компаний России, декабрь 2009 года в целом был удачным, но объем выручки существенно зависел от сектора. Продажи бытовой техники, электроники и парфюмерии выросли всего на 2—3 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а по некоторым товарам и вовсе упали. Потеряли в обороте в целом за год и сети формата «сделай сам» (Do It Yourself). Наиболее пострадали продавцы легковых автомобилей: только в ноябре, по данным Росстата, продажи упали на 12,7%, а в целом за год, по оценкам экспертов, падение составило 50—60%.

В то же время выручка продуктовых сетей выросла на 20—40% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и варьировалась в зависимости от формата магазинов — наибольшую прибыль получили дискаунтеры. Поэтому именно на открытии магазинов дешевого формата будут сосредоточены усилия сетей в 2010 году. Компания X5 собирается потратить около 9 млрд руб. на открытие 200—250 дискаунтеров и всего 20—25 супермаркетов и гипермаркетов. «Магнит» обещает вложить в открытие 450—550 дискаунтеров и 25—30 гипермаркетов 1 млрд долл. «Дикси» планирует потратить на открытие недорогих магазинов около 3 млрд руб. В начале февраля ГК «Детский мир» откроет первый дисконт-магазин в Москве.

По данным различных опросов, в том числе Росстата, более половины предпринимателей считают, что в 2010 году экономическая ситуация в розничной торговле не изменится, и около 10% полагают, что она продолжит ухудшаться. Особого оптимизма нет, и отчасти это объясняется необходимостью подстраиваться под новые нормы российского законодательства.

Наведение порядка

В 2009 году часть игроков рынка приостановила проекты экстенсивного развития. Компании преобразовывали организационные структуры, перераспределяли ответственность как добиваясь полной централизации, так и давая филиалам больше полномочий, оптимизировали бизнес-процессы. Все компании продолжают вести тотальную борьбу за повышение эффективности работы.

Необходимость навести порядок привела к активному внедрению систем управления торговой организацией. Причем большая часть проектов велась в регионах.

X5 Retail Group N.V. объявила об успешных результатах пилотного запуска SAP for Retail в Волго-Вятском филиале (г. Нижний Новгород): 64 магазина региона теперь работают на единой информационной платформе. Еще одна сеть региона — СПАР «Миддл Волга» (г. Нижний Новгород) — объявила об автоматизации трех магазинов SPAR на базе IBS Trade House, объединив в результате в единую систему 100 магазинов и выбрав в качестве информационно-аналитической поддержки решение IBS Retail Analytic. В Староминском РайПО Краснодарского края было автоматизировано направление розничной торговли продовольственными товарами на базе ПП «1С-Рарус: Торговый комплекс. Продовольственные товары 8». Информационная система охватывает шесть супермаркетов, центральный офис и склад компании.

В компании «Трэвел Ритейл Домодедово», управляющей магазинами Duty Free в московском аэропорту «Домодедово», завершена автоматизация бизнес-процессов на базе Microsoft Business Solution Navision 4.0 и специализированного решения для управления розничной торговлей LS Retail NAV с выгрузкой данных о продажах для центральной базы данных Gebr.Heinemann и данных для бухгалтерской системы.

В сети магазинов товаров для дома «Уютерра» компании «ПланетаСтрой» стартовал проект по внедрению SAP-решения NORBIT for Retail. Рестартовал замороженный ранее проект по внедрению в DIY-сети гипермаркетов строительных и отделочных материалов «Бауцентр Рус» новой учетной системы Avarda.RetailNetwork, и с начала этого года приступили к ее развертыванию в Краснодаре и Омске.

Завершена длившаяся два года программа преобразований и унификации бизнес-процессов в сети «Детский мир». На основе подсистем Oracle Retail Merchandising System и Oracle Retail Price Management, которые стали ядром новой платформы управления группой, была создана централизованная система учета движения товаров, розничных продаж, контроля поставок и анализа результатов. Под управление Oracle Retail переведены все магазины сети.

Не отстают и продавцы цифровой и бытовой техники, несмотря на то что год был не самым удачным для них. Развивая систему SAP for Retail, автоматизирующую финансовый, управленческий и кадровый учет, в сети магазинов электроники «М.Видео» внедряют управление логистикой и товарными потоками. В сети бытовой техники «Алкомакс» внедрена система Microsoft Dynamics NAV и отраслевое решение NaviCon Trade (сменившие «1С: Предприятие») для автоматизации управления сбытом, управления заказами и взаиморасчетами с клиентами, а также операциями «клиент — банк». В новосибирской сети универмагов цифровой и компьютерной техники «ТехноСити» завершена комплексная автоматизация на базе «1С:Управление производственным предприятием 8» .

Торговая сеть товаров для животных Cats&Dogs, открывая 50-й магазин, в очередной раз использовала для автоматизации управления товародвижением и продажами решения Borlas Retail.

Компания «Маратекс», оператор розничного рынка модной одежды, внедрила систему «Инталев: Корпоративные финансы». В алтайской сети по продаже бытовой химии «Новэкс» стартовал проект по установке системы управления финансами на базе «Инталев: Корпоративный менеджмент». Группа компаний «Ренова» в марте — апреле 2009 года автоматизировала казначейство с помощью решения «1С: БИТ». Автоматизация обработки заявок в X5 Retail Group позволила сэкономить более 450 тыс. долл. в месяц — затраты на поиск утерянных заявок, устранение завышенных сумм заявок, снижение нагрузки на персонал.

Реалии

Проекты по «наведению порядка» в большинстве своем являются логическим завершением проектов, начатых еще в 2006—2008 годах. В 2009 году многие компании розничного сектора сократили ИТ-бюджеты (некоторые — до 50%). В результате проекты развития были заморожены, а основные ИТ-инвестиции направлены на проекты, критичные для бизнеса и дающие быструю отдачу и осязаемые результаты, такие как введение электронного документооборота, который экономит теперь компании «Евросеть» до 300 млн руб. в год.

Сегодня у большинства компаний средств хватает лишь на поддержку уже существующей ИТ-инфраструктуры, на ликвидацию намечающегося дефицита вычислительных ресурсов, частичное обновление парка и повышение надежности его работы.

В 2008 году в связи с активным развитием сети «Бахетле» была внедрена ERP-система на платформе SAP, для реализации всех возможностей которой потребовалось заменить существующее оборудование на кластерное решение Sun. Оно обеспечивает работу информационной системы «Бахетле» SAP ERP и реализует ИТ-сервисы на ее основе для магазинов сети.

В сети супермаркетов «Компьютер-центр “Кей”» завершено внедрение решений сбора данных SP5701 OptimusPDA. С помощью устройств Honeywell информация передается в режиме реального времени в базу данных системы «1С: Предприятие 8.1» по беспроводному каналу связи wi-fi. В итоге магазины «Кей» повысили производительность и оперативность использования мобильных приложений для инвентаризации товаров. Подключены к Сети 50 расположенных в Москве объектов компании «Билла», рассматривается возможность подключения торговых площадей компании в Московской области. Завершен проект по созданию объединенной коммуникационной среды (телефония, факс, локальная сеть) собственных магазинов торговой сети Adidas с использованием линейки MSR компании Н3С, потребовавший интеграции нового оборудования с IP-телефонией Cisco, используемой компанией в Москве. Открытию очередного магазина сети «Атак» предшествовал проект внедрения комплексной системы безопасности на базе АСБ «Пахра», включающей видеонаблюдение, охранную сигнализацию и систему контроля доступа.

Большинство представителей розничного бизнеса считает, что снижение расходов на ИТ и в 2010 году нецелесообразно. Уровень ИТ-затрат стоит сохранить и даже увеличить, чтобы на выходе из кризиса оставаться на плаву. Такая позиция отчасти связана с тем, что расходы на ИТ по сравнению с основными затратами незначительны и, по мнению представителей розничных компаний, составляют не более 1—3% от прибыли.

Оптимизировать ИТ-расходы можно и за счет современных подходов. Сеть электроники и бытовой техники «М.Видео» выбрала решение SaaS в качестве технологической базы для усовершенствования процессов планирования и прогнозирования для сети магазинов. Компания Predictix, приглашенная ритейлером для реализации этого проекта, разработает Web-приложение и будет управлять им, предоставляя заказчику доступ к программному обеспечению через Интернет.

Клиентоориентированность

В последнее время границы целевых групп клиентов размываются. Клиентоориентированность влечет необходимость повысить уровень обслуживания, а информированность покупателей требует новых решений. Розничные компании вынуждены искать новые формы торговли.

В первом магазине новой сети дискаунтеров «Радуга» торговой группы Auchan полностью автоматизированы все коммуникации с покупателями. В торговом зале вместо кассовой линейки расположены терминалы самообслуживания, построенные на базе Fujitsu TP-X. Система самообслуживания включает станцию сканирования товаров и станцию оплаты.

В четырех магазинах DIY-сети «Строймаркет» и трех гипермаркетах «Стройбери» завершено пилотное внедрение экспертной системы «Реморама», автоматизирующей процесс продаж.

Желая узнать больше о своих клиентах, некоторые компании внедряют CRM-системы. Петербургскую сеть бутиков «Макиавелли» и интернет-магазин Boutique.ru объединили на базе решения «1С:Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами» на платформе «1С:Предприятие 8». Созданная CRM-система с функциями оперативного и управленческого учета для контроля розничной торговли объединяет базы интернет-магазина и девяти магазинов розничной сети, ранее бывшие разрозненными, и заменяет лоскутную автоматизацию.

Не последнее место в борьбе за долю рынка сегодня занимает предоставление новых, порой непрофильных, услуг. Например, в салонах
«Евросети» теперь можно купить лотерейные билеты, турпутевки, книги, оплатить предварительно заказанные через Интернет или по телефону железнодорожные или авиабилеты, оформить договор негосударственного пенсионного страхования.

Чтобы быть ближе к клиенту, компании готовы вкладывать средства в развитие Web-представительств и интернет-торговлю. На фоне кризиса в розничной торговле видно увеличение интернет-активности в области продаж, хотя, по мнению некоторых экспертов, интернет-торговля в России пока несовершенна, а в регионах этот формат практически не развит. Итоги работы за прошедший год свидетельствуют, что по сравнению с 2008 годом продажи «Евросети» через интернет-магазин выросли почти на 50% (декабрь 2009 года дал на 20% больше, чем декабрь 2008 года). Только за первое полугодие оборот интернет-магазина «Связной» вырос на 15%. И, по мнению представителей различных компаний, это не предел. Сегодня интересы пользователей не ограничиваются техникой: каждый третий заинтересован покупать одежду, не отрываясь от работы или не выходя из дома, а около 10% российских пользователей уже покупают продукты в сети.

Несмотря на преимущества, которые несет электронная торговля, ее развитие остается под вопросом: при росте объемов и увеличении ее доли растут затраты на логистику, транзакционные расходы и специфические риски. Необходимость учитывать множество нюансов заставляет розничные компании оценивать экономическую эффективность электронной торговли.

Эксперты «Корус консалтинг» полагают, что повода для пессимизма нет: хотя в целом ситуация в отрасли и стала тяжелей (сократилась доля покупок в кредит, покупатели делают покупки более осмысленно, импульсных покупок стало меньше), уровень зрелости сетей за год подрос существенно. Сети регионального и местного значения продолжат работать над повышением эффективности бизнеса.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF