Рынок высоких технологий

На дне?

Аналитический центр Real-IT лиги независимых экспертов обнародовал результаты мониторинга российского ИТ-рынка в третьем квартале 2009 года. Согласно полученным данным, в указанный период общий объем ИТ-рынка в России сократился на 36% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В наиболее критической ситуации по-прежнему остаются производители оборудования и дистрибьюторы, чей бизнес опустился до критического уровня.

По итогам третьего квартала сокращение продаж компьютерного оборудования в России оказалось выше прогнозируемого и в рублевом исчислении составило 47%. Сегмент ПО, падение которого во втором квартале составляло 16%, начал стабилизироваться, продемонстрировав снижение лишь на 15%. Объем бизнеса производителей оборудования и дистрибьюторов в третьем квартале продолжил падение, которое составило 65%. Сокращение бизнеса системных интеграторов почти закончилось, а крупнейшие из них даже начали демонстрировать положительную динамику. Производители ПО также вышли из «минуса» и постепенно начали расти (4% по сравнению со вторым кварталом), что, по предположениям экспертов, свидетельствует об их выходе из кризиса.

Ниже среднего

Российская отрасль ИТ постепенно повышает свою конкурентоспособность. В рейтинге, опубликованном Business Software Alliance, Россия заняла 38 место из 66, поднявшись за год на 11 строчек. Как отмечают аналитики, одним из главных преимуществ России, как и у прочих развивающихся рынков, остается большое количество квалифицированных кадров. Однако при этом конкурентоспособность сдерживается из-за нестабильного развития в различных областях, в частности, из-за медленного распространения широкополосного доступа в Интернет. Лидером в рейтинге конкурентоспособности по-прежнему является США. Благодаря значительному улучшению условий для исследований и разработок, второе место в этом году заняла Финляндия, а третье место – Швеция. Помимо России, за прошедший год неплохих результатов добился Китай, также поднявшийся на 11 позиций и занявший 39 место.
Индекс конкурентоспособности ИТ-отрасли формируется на базе шести категорий качественных и количественных показателей. Каждая из категорий имеет свой вес в общем рейтинге: общая экономическая ситуация в стране, ИТ-инфраструктура, кадровый потенциал, правовой режим, уровень развития научно-исследовательской деятельности и поддержка развития ИТ-отрасли.

«Социолитика» - угроза для SAP

В 2010 году общемировые ИТ-расходы вырастут на 3,2% и составят около 1,5 трлн долл, вернувшись на уровень 2008 года. При этом, по прогнозам IDC, более половины роста придется на долю развивающихся рынков: ИТ-инвестиции в регионе БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) увеличатся на 8-13%. Что же интересного произойдет на ИТ-рынке в 2010 году? В IDC говорят о появлении ПО следующего поколения «социолитических» приложений, объединяющих возможности социальных и аналитических средств. Такие приложения-коллажи не только несут новые возможности пользователям, но и угрожают потеснить общепризнанных лидеров рынка корпоративного ПО. Новый рынок станет ареной борьбы Microsoft, IBM и Google. Наибольшая угроза нависнет над поставщиками традиционных ERP-систем, особенно таких гигантов, как SAP и Oracle.

Хуже прошлогоднего, но лучше вчерашнего

В третьем квартале 2009 года объем мирового рынка ИТ-услуг составил почти 60 млрд долл. Как утверждают аналитики Ovum, рынок ИТ-услуг в течение 2009 года демонстрировал небольшой рост, что показывает заинтересованность клиентов в обслуживании: во втором квартале оборот оценивался в 57,7 млрд долл. Доходы поставщиков услуг стали примерно на 5% ниже 2008 года, однако складывающаяся ситуация гораздо оптимистичнее той, что была в начале 2009 года. Затраты заказчиков на разработку ПО и приобретение ИТ-услуг составили 28,3 млрд долл. На консалтинге по вопросам бизнес-процессов поставщикам удалось заработать 18,6 млрд долл. Обслуживание телекоммуникационной инфраструктуры принесло сервис-провайдерам 12,8 млрд долл.

Революции не будет

В 2010 году ожидается некоторый подъем ИТ-аутсорсинга, определяемый общим восстановлением ИТ-рынка, однако аналитики не ждут возвращения к докризисным показателям. Как отмечают в Everest Group, среди позитивных тенденций можно назвать укрепившийся интерес компаний к дистанционному управлению инфраструктурой, однако стоимость ИТ-услуг и спрос на аутсорсинг в целом уменьшились. Заказчики продолжают быть заинтересованными в услугах, направленных на оптимизацию ИТ, — ими востребованы простота и дешевизна обслуживания. Революционного перехода на качественно новые сервисы от них ожидать не стоит. Ожидается, что большинство клиентов сохранит существующие отношения с поставщиками услуг, чтобы избежать новых инвестиций в формирование договоренностей с другими провайдерами. Наконец, они постараются избегать подписания крупных контрактов с целью сокращения времени возврата инвестиций
и обретения гибкости в получении ИТ-услуг.

УПРАВЛЕНИЕ

Под елкой с ноутбуком

Несмотря на нехватку персонала и непростое экономическое положение, свои рабочие места во время нынешних новогодних праздников займет меньшее число ИТ-специалистов, чем в прошлом году. По сравнению же с 2006 годом их стало вдвое меньше. По данным Intermedia, чье исследование фокусировалось на компаниях SMB, выход на работу планирует только 42% ИТ-специалистов. Однако оставшиеся отдыхать не собираются - они будут работать удаленно. В целом их жизнь стала более напряженной, чем раньше. Аналитики отмечают, что нынешняя неоднозначная ситуация вызвана именно двумя «перпендикулярными» тенденциями: растущей мобильностью сотрудников и их возросшей загруженностью.

Выгода по рекомендации

Фрилансеры дешевле штатных сотрудников в три раза, и во многих случаях привлечение их к работе гораздо более оправданно. Как отметили участники круглого стола Freelance, проведенного клубом SPb CIO Club, работодатели заинтересованы в сотрудничестве с фрилансером, так как оно позволяет постоянные затраты перенести в разряд переменных и значительно сократить их. Между тем имеются и значительные риски такой работы. Наиболее частыми бывают: нарушение сроков, неожиданное прерывание проекта «по личным причинам», желание выставить счет за любые мелочи сверх технического задания, а также общая неадекватность, которую трудно распознать в первые дни знакомства. Как результат, фактически обязательным условием будущего сотрудничества является личное знакомство или рекомендации коллег. Фрилансерство в России развивается во многом благодаря кризису: большое число людей за прошедший год потеряло постоянную работу, а в 2010 году снижения роста безработицы не ожидается. В компаниях продолжится оптимизация кадров, особенно в случае слияний и поглощений. Согласно мировой статистике, 43% всех фрилансеров после ухода со штатной работы начинают меньше работать и меньше зарабатывать. Однако многих такие перемены устраивают: взамен они приобретают больше личной свободы и времени для собственных увлечений и общения с семьей, гибкий график и возможность работать из любой точки.

Чем больше, тем лучше

Работа в некрупных компаниях не может принести большого финансового дохода, хотя и имеет свои определенные преимущества. Как показало исследование, проведенное IT Job Board, зарплата ИТ-специалиста напрямую зависит от размера компании, в которой тот работает. Разумеется, самой высокой зарплатой могут похвастаться те, кто работает в ИТ-менеджменте. Кроме того, хорошо оплачивается работа специалистов в сфере коммуникаций и управления проектами. При этом, чем крупнее компания, в которой работает специалист, тем больше он зарабатывает. Подобная разница в доходах, вероятно, отражает большую сложность работы и меру ответственности ИТ-сотрудников, которые трудятся на крупных предприятиях. Еще больше от размера компании зависит доход сотрудников служб технической поддержки. Как полагают эксперты, крупные компании готовы платить больше потому, что имеют для этого и необходимые ресурсы, и возможность предложить более широкий объем задач. На небольших предприятиях не платят так много, но зато гораздо чаще могут предоставить больше свободы, например, гибкий рабочий график. В целом компании SMB продолжают оставаться кузницей кадров для более крупных организаций.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Почем нынче безопасность?

Одним из наиболее ценных товаров на сегодняшний день является информация. В связи с этим трудно переоценить значимость специалистов по информационной безопасности, которые весьма востребованы даже в кризисных условиях. По данным SuperJob.ru, средний доход специалистов по информационной безопасности, работающих в московских компаниях, достигает 50 тыс. руб. В Санкт-Петербурге такие специалисты получают около 40 тыс. руб. ежемесячно, в Самаре – 22 тыс. руб. Они принимают непосредственное участие в создании системы защиты информации, ее аудите и мониторинге. Специалисты по информационной безопасности анализируют информационные риски, разрабатывают и внедряют мероприятия по их предотвращению. В их компетенцию входит также установка, настройка и сопровождение технических средств защиты информации, они обучают и консультируют сотрудников, разрабатывают нормативно-техническую документацию.
Пробовать силы в данной сфере могут ИТ-специалисты с неполным или законченным высшим образованием, опытом администрирования средств защиты информации и операционных систем Windows или Unix. Требования работодателей в отношении начинающих специалистов достаточно серьезные: даже претенденты на сравнительно невысокую зарплату должны знать законодательство РФ по информационной безопасности, принципы работы сетей и средства криптозащиты, современные программные и аппаратные средства защиты информации, а также технологии обеспечения информационной безопасности. Профессионалы в сфере защиты информации, имеющие квалификационные сертификаты, опыт построения комплексных систем безопасности и стаж работы не менее пяти лет, в столице могут претендовать на зарплату до 120 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – до 100 тыс. руб., в Самаре – до 60 тыс. руб.

ИТ-БЮДЖЕТЫ

От ERP отказаться не могут

Хотя ИТ-бюджеты в 2009 году и ощутили серьезный удар, препятствий для инвестиций в технологии ERP не появилось. Хотя многие эксперты и говорили о неэффективности подобных решений, опрос, проведенный Forrester, показал, что две трети компаний активно инвестировали в ERP-приложения – от пилотных проектов и внедрений до развития существующих решений. Хотя рецессия и посеяла в компаниях настроения, близкие к паническим, лишь 1% компаний в ходе 2009 года заявил о снижении расходов на ERP. Несмотря на явное недовольство высокими затратами на сопровождение и все более очевидный акцент бизнеса в сторону аналитики, ERP-системы остаются фундаментом для остальных корпоративных приложений. Хотя инвестиции в них жестко контролируются, компании даже в кризисных условиях не могут от них отказаться. При этом наибольшая активность приходится на функционал, связанный с управлением цепочками поставок, персоналом и обслуживанием клиентов.

ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС

Коммуникации внедряют, но не унифицируют

Темпы внедрения компаниями унифицированных коммуникаций стремительно растут. По оценкам ABI Research, рынок таких решений, объединяющих возможности IP-телефонии, видеоконференц-связи и других способов оперативного обмена информацией, к 2014 году вырастет до 4,2 млрд долл. (в 2008 году он составлял 302 млн долл.). Однако рынок еще крайне далек от целостности. Компании приобретают только те технологии, в которых они видят конкретную бизнес-выгоду и которые способны обеспечить немедленный эффект. Реально объединяться в унифицированные коммуникации они будут позже. Наиболее значимый эффект проявляется в крупных территориально распределенных компаниях. Однако, несмотря на высокий потенциал, такие решения продавать не просто. Как минимум, этому мешает высокая стоимость внедрения и проблемы корпоративной культуры.

Успехов ИТ не замечают

ИТ-департаментам необходимо, чтобы их работу заметили. Но если ИТ-руководители не сумеют объяснить, какую ценность для компании представляет их подразделение, то все усилия будут тщетны. Специфика работы ИТ такова, что пользователи в большинстве случаев обращают на нее внимание лишь при возникновении проблем, а потому их эмоции носят негативный характер. Как показало исследование, проведенное компанией Axios, две трети ИТ-директоров главной своей проблемой считают предоставление другим отделам показателей, которыми можно измерить реальную ценность оказываемых ИТ-услуг. Несмотря на значительные инвестиции в ИТ, подчас кажется, что на многих предприятиях из-за отсутствия соответствующих процессов невозможно увидеть отдачу от вложенных средств. Более трети респондентов заявило, что менеджеры, принимающие решения в компании, не могут понять, какой же вклад привносит ИТ-отдел в общее дело организации. На вопрос, какова основная цель ИТ-проектов на 2010 год, 63% опрошенных ответило, что она связана лишь с сокращением расходов.