Похоже, отношение российских топ-менеджеров и предпринимателей к ИТ постепенно меняется: они все чаще рассматривают информационные технологии как серьезный и эффективный инструмент управления, а не как дорогую безделушку. Очень важно приложить все усилия, чтобы укрепить доверие бизнеса к ИТ.

Несколько лет назад один из ИТ-руководителей холдинга «Северсталь», выступая на мероприятии для CIO, рассказал, что, по его наблюдениям, для топ-менеджера крупной компании информационные технологии — это лишь вещь престижа, дорогая «игрушка», нечто вроде элитных швейцарских часов на руке: ее нужно иметь, чтобы быть правильно воспринятым в сообществе большого бизнеса.

Прошло время, на нескольких предприятиях холдинга «Северсталь» стартовал пилотный проект развертывания ERP-системы. Его непосредственным участником стал новый ИТ-руководитель компании. Недавно, в конце ноября, холдинг объявил о начале масштабного развертывания ERP на базе SAP во всех бизнес-единицах компании, работающих в России.

Судя по высказываниям Алексея Мордашова, генерального директора «Северстали», глава компании отнюдь не считает ERP-систему вещью престижа, напротив, рассчитывает благодаря проекту получить весьма и весьма ощутимый эффект. Впрочем, иначе и не могло быть: опытный предприниматель не стал бы вкладывать
в проект полтора десятка миллионов евро, если бы не был уверен в его отдаче.

Вероятнее всего, самым убедительным аргументом в пользу ERP-системы стали результаты пилотного проекта. Например, на предприятии «Воркутауголь» проект позволил оптимизировать ряд важных финансовых и закупочных процессов и получить снижение издержек примерно на 40%.

На пресс-конференции, посвященной началу масштабного ERP-проекта, Мордашов демонстрировал неподдельную заинтересованность. Примечательно, что, по его словам, команда топ-менеджеров ожидает получить не только прямой экономический эффект, но еще управленческий и организационный, осуществить «культурную трансформацию» компании.

Пример «Северстали» показывает, какую эволюцию претерпевает компания и ее команда топ-менеджеров, а также выявляет движущие силы этой эволюции. Опыт коллег по отрасли, в том числе конкурентов, способствует тому, чтобы топ-менеджеры обратили внимание на возможности информационных систем для их бизнеса. Решающим аргументом здесь может стать собственный опыт менеджеров, приобретенный ими в ходе предыдущей практики или благодаря реализации пилотных проектов.

Именно эти «факторы влияния» отметила и Ольга Хрущева, директор департамента снабжения и логистики OTTO Group Россия, в ходе дискуссии, развернувшейся на недавнем 17-м CIO-Форуме. Она разделяет мнение о том, что подавляющее большинство бизнес-руководителей крайне мало интересуется возможностями ИТ для управления предприятиями и организациями, что наиболее серьезно повлиять на их отношение к ИТ способен их собственный опыт, если, конечно, он будет положительным.

Сейчас, в сложный экономический период, особенно важно добиваться, чтобы проекты, которые ведутся, заканчивались в установленный срок, укладывались в рамки отведенных бюджетов и приносили бизнесу ощутимый положительный эффект. Успех небольших ИТ-проектов, в том числе пилотных, послужит гарантией того, что внедрение корпоративных ИТ будет продолжено и получит серьезную (в том числе финансовую) поддержку со стороны ключевых бизнес-персон предприятия.