Насколько велики возможности создания новых услуг, основанных на ИТ и телекоммуникациях, в транспортном и логистическом секторах? Будут ли эти услуги востребованы сейчас, в период сложных экономических условий? Смогут ли эти услуги повысить конкурентоспос

Сергей Кирюшин, независимый эксперт:

Востребованность новых видов услуг актуальна всегда, если эти услуги повышают удобство клиентов. Другой вопрос — в сложные экономические времена инвестиции в создание новой услуги (продукта) могут быть менее эффективными, чем в условиях экономического подъема, поэтому решение нужно принимать индивидуально в каждом конкретном случае.

 

Сергей Гуль, начальник проекта по информационному обеспечению и управлению Владивостокского контейнерного терминала:

Возможности, которые сегодня предоставляют современные информационные технологии, используются крайне ограниченно, но при наличии предложений от поставщиков, безусловно, будут востребованы в гораздо большем объеме.

Своевременная и оперативная подача информации клиентам в значительной мере способствует повышению привлекательности компании, и это особенно актуально в со-
временных условиях конкуренции.

Сегодня можно смело сказать, что для многих транспортно-логистических компаний основным условием жизнеспособности бизнеса является следование правилу: «Бизнес равно ИТ».

Александр Кирин, директор департамента отраслевых проектов НЦИТ «Интертех»:

Уже трудно себе представить транспортную или логистическую компанию, которая бы успешно развивалась в условиях мирового кризиса без использования в своей работе современных информационно-коммуникационных технологий. С учетом растущей интеграции российских компаний в международные транспортные системы задача совместимости и взаимодействия информационных систем становится одной из основных. С другой стороны, из-за отсутствия или отсталости систем поддержки бизнеса (например, систем отслеживания грузов, комплектования оборудования, информирования потребителя, систем НСИ и документооборота) нынешние лидеры транспортного рынка могут достаточно быстро превратиться в аутсайдеров.

С моей точки зрения, наиболее важным фактором, оказывающим влияние на создание и развитие новых услуг, является высокая динамика изменений, которые происходят сейчас в технологическом и организационном обеспечении работы транспортных компаний. Например, объединение всех источников корпоративной информации (баз данных, справочников, портала) устраняет разрозненность и дублирование данных, тем самым обеспечивая эффективную и качественную корпоративную работу территориально-распределенных транспортных предприятий.

Таким образом новые услуги, основанные на ИТ и телекоммуникациях, создадут дополнительные конкурентные преимущества для транспортных и логистических компаний. Эти услуги обязательно будут востребованы.

Андрей Черемных, директор департамента по работе с сектором транспорта и авиации компании «Би-Эй-Си» группы «Астерос»:

Современные телекоммуникационные и ИТ-технологии позволяют создать новые транспортные и логистические услуги. Другое дело, что компании этого сектора сейчас больше нацелены на поиск внутренних возможностей для повышения прибыльности. И в этой области ИТ предоставляет широкий спектр инструментов.

Повысить доходность бизнеса в первую очередь возможно путем оптимизации коммерческой деятельности и ценовой политики. Системы управления доходами и заложенный в них принцип определения цены и эффективного маршрута для каждой конкретной перевозки пока мало используются в российских транспортных компаниях. За этими системами большое будущее, так как они дают компаниям возможность увеличить выручку.

По мере удешевления телекоммуникаций и повышения доступности передачи данных во всем мире будут больше востребованы инструменты, позволяющие отслеживать состояние и движение грузов и средств пакетирования (контейнеров и пр.), а также фиксировать произведенные над ними операции по обслуживанию. Это позитивно скажется на операционной эффективности бизнеса, управляемости активами и качестве услуг транспортных компаний.

Кирилл Синицын, заместитель генерального директора компании Ansoft:

Появление принципиально новых услуг сейчас маловероятно. Логистические компании, скорее, будут совершенствовать и повышать эффективность уже существующих бизнес-процессов, например, прием заказов через Internet с предоставлением доступного через Web подробного отчета о статусе их выполнения (это возможно только при наличии развитой системы автоматизации на предприятии).

Также вероятно перепрофилирование части предоставляемых услуг. Например, многие компании, не занимавшиеся до сих пор ответственным хранением, уже пришли к решению частично использовать площади для реализации этой услуги. Выполнить новую задачу сумели только те, кто имеет информационную систему, способную вести биллинг операций.

Леонид Агафонов, управляющий директор компании SWD Software:

К транспортным системам сейчас предъявляются все более жесткие требования по надежности и отказоустойчивости, оптимизации издержек при разработке и минимизации рисков, соответствию стандартам безопасности. Такое ужесточение требований обусловлено, в том числе, и кризисом экономики, а их удовлетворение невозможно без интеграции решений из сферы ИТ, телекоммуникаций, навигации и пр.

Ведущие технологическе компании в последние годы работают над созданием универсальной программно-аппаратной платформы, которая сможет лечь в основу транспортных систем, отвечающих всем перечисленным выше требованиям. Из таких работающих систем можно привести в пример городскую систему управления дорожным движением, реализованную в канадском Ванкувере, систему диспетчерского контроля на железнодорожных станциях, разработанную ПГУПС для РЖД.

В логистических компаниях открываются большие возможности для использования ИТ, например, в области оперативной обработки большого объема грузов; таким образом сокращается время доставки, снижаются риски потери и неправильной адресации. Сейчас на почте США действует система Delivery Bar Code Sorter (DBCS), способная обрабатывать до 40 тыс. посылок и писем в час.

Именно возможности ИТ и телекоммуникаций обеспечивают развитие транспортного рынка, расширяют спектр предоставляемых услуг и, естественно, способствуют успеху компаний, первыми такие решения внедривших. Такие компании могут стать лидерами отрасли и задавать стандарты качества обслуживания.

Вячеслав Закусилов, заместитель директора направления «логистика» компании «Корус Консалтинг»:

На наш взгляд, в будущем году в складской логистике наступит время голосовых технологий. Уже сейчас мы видим интерес к ним. Основные преимущества голосовых технологий на складе следующие: свободные руки (не надо держать терминал в руках), свободные глаза (не надо смотреть на экран терминала), голосовые подсказки (голос лучше воспринимается, чем текст на экране), простота применения. Благодаря внедрению голосовых технологий на складе повышается производительность труда отборщиков на 7-15%, достигается большая точность отбора (до 99,9%). Можно смело сказать, что голосовые технологии повышают конкурентоспособность логистических компаний и однозначно будут востребованы.

Голосовые приложения получат наиболее широкое распространение на складах с большим объемом ручного отбора (так называемого пикинга). Особенно эффективны эти технологии там, где хранятся крупногабаритные упаковки товара (коробки, мешки), когда отбор должен осуществляться обеими руками. Голосовые технологии также целесообразны на складах с низкими температурами, где использование ручных терминалов затруднено как из-за температурного режима, так и из-за необходимости работать в перчатках.

Игорь Шатохин, руководитель центра поддержки и консалтинга управления разработки ПО корпорации «Галактика»:

С чем связана конкурентоспособность транспортно-логистических компаний? В первую очередь с качеством оказываемых ими услуг и их стоимостью для конечного потребителя, то есть с классическим соотношением цены и качества. Высокое качество обслуживания требуется всегда, а стоимость определяется издержками производства транспортно-логистической компании. Да и за клиента надо бороться постоянно. Что входит в понятие качества услуг? В первую очередь минимизация сроков доставки грузов и обслуживания клиентов, а также сохранность грузов в процессе их перемещения по логистическим цепочкам. Следовательно, востребованными на рынке будут ИТ-услуги и средства телекоммуникаций, которые связаны с управлением цепочками поставок; планированием и учетом работы транспорта и его технического состояния; управлением приемкой, размещением и выдачей грузов на складских комплексах и пунктах перегрузки; минимизацией времени оформления товаро-сопроводительных документов; идентификацией грузов и транспортных партий (системы штрихкодирования, RFID-метки и т.п); управлением маршрутами движения транспорта в реальном масштабе времени (ГИС в связке с навигационными системами); интеграцией перечисленных систем в комплекс планирования, учета и управления движением грузов и транспорта.

Евгенй Ломко, директор по маркетингу компании Axelot:

Перед тем как пытаться разрабатывать и внедрять что-то сравнительно новое (например, с использованием технологий RFID и GPS), куда более важно обеспечить логистические и транспортные компании уже имеющимися и известными на рынке инструментами для управления логистикой в реальном времени. Это, в свою очередь, означает для таких предприятий необходимость компетентных и ответственных сотрудников для их внедрения в повседневную работу.

Если транспортная компания рассчитывает найти клиента именно сейчас, значит, она должна уметь планировать перемещение грузов наиболее оптимальным образом и беречь чужие деньги, время и груз, как свои собственные. Сомнительно, что такую задачу можно решить без информационных систем и телекоммуникаций. Эффективно ли работают и поддерживаются уже внедренные решения? В большинстве случаев все ограничивается электронными таблицами...

Если логистический оператор рассчитывает продать поклажедателю услуги с учетом общего падения грузопотока и высвобождения складских площадей, значит, и процессы, и WMS-система должны быть не для галочки, а для того, чтобы моментально выдавать всю информацию: кто, что, куда и когда переместил, сколько это стоит. Ну и, разумеется, управлять персоналом склада и процессами с использованием радиооборудования и технологии штрихкодирования. Так ли это сейчас повсеместно? К сожалению, нет.

Александр Колесов, заместитель директора дирекции по ИТ и связи Владивостокского морского торгового порта:

В деятельность транспортного узла, а именно таковым и является наш порт, вовлечено множество самых разных контрагентов, оказывающих услуги как в области перевозки грузов на автотранспорте, по морю и железной дороге, так и обеспечивающих хранение, перевалку и экспедирование грузов. Сервисы, обеспечивающие для всех этих компаний оперативный обмен данными, позволяющие более точно координировать взаимодействие, предоставляющие необходимые инструменты планирования и контроля, безусловно, важны и востребованы.

В период кризиса снижается интенсивность некоторых работ, а значит, высвобождаются время и силы ключевых пользователей системы, экспертов предметной области, что является очень важным для нас ресурсом при разработке ИТ-решений нового поколения. На мой взгляд, в настоящее время сложились очень хорошие условия, чтобы создавать эффективные информационные услуги для бизнеса.

Александр Усов, генеральный директор компании ant Technologies:

Сегодня достаточно сложные условия (хотя и интересные) еще раз подтверждают, что ИТ — это средство повышения эффективности. При сжавшемся спросе (сбыте) компании начинают активнее задействовать те инструменты, которыми они владеют, чтобы еще раз произвести переоценку и реинжиниринг деятельности и более эффективно реализовывать логистические услуги.

Стремясь оптимизировать свои затраты, используя ИТ-инструментарий, участники отрасли выстраивают более утонченные логистические алгоритмы, позволяющие решать задачи по транспортировке грузов в автоматическом или полуавтоматическом режиме, с минимизацией человеческих ресурсов.

Например, появление автоматического биллинга с минимальным вовлечением управленческого или бухгалтерского персонала повлекло более четкую реализацию и учет как системных, так и внесистемных логистических задач, более глубокую и развитую интеграцию внутрикорпоративных логистических и финансовых систем.

Еще одна примета времени — это возросшая потребность более тщательно планировать ресурсы под оперативные задачи, осуществлять оперативный мониторинг ресурсов, задействованных в решении логистических задач и план-фактный анализ их выполнения. То есть ИТ как инструмент измерения эффективности, помощник в планировании деятельности становится реальной потребностью логистического рынка.