Держите под контролем процесс разработки продуктов, следите за размерами прибыли и убытков, берите на себя руководство направлениями, не имеющими отношения к ИТ. Действительно ли в некоторых отраслях — например, в сегменте поставки ИТ-продуктов и услуг — ИТ-директору значительно проще взять на себя дополнительные обязанности? Располагают ли ИТ-руководители, работающие в ИТ-компаниях, дополнительными возможностями и факторами влияния по сравнению со своими коллегами, которые занимают аналогичную должность на предприятиях, торгующих, например, мылом? В поисках ответов мы обратились к трем ИТ-директорам, которые трудятся в ИТ-отрасли.

Контакты с клиентами и представителями отрасли

В послужном списке Марка Сеттла фигурирует должность ИТ-директора в компаниях Arrow Electronics и Corporate Express. Сегодня он занимает ту же должность в компании BMC Software, поставляющей своим клиентам ПО для управления предприятием. Казалось бы, ничего нового для него нет, однако это не так. «Цель ИТ-службы в любой компании заключается в том, чтобы удовлетворить потребности клиентов, причем потребности эти зачастую трансформируются в задачи, возвращающиеся обратно в ИТ-службу через различные функциональные группы, — отмечает Сеттл. — А поскольку группа продаж BMC всегда рассматривала ИТ-службу как испытательный полигон для оценки возможностей продуктов компании, я, будучи ИТ-директором, стремился как можно лучше преподнести все клиентам и досконально разобраться в циклах продаж».

Качество работы руководителя определяется качеством функционирования его системы связей, и чем сильнее ИТ-директор сосредоточен на внутренних вопросах, тем труднее ему поддерживать эти связи в актуальном состоянии. «Став ИТ-директором в компании, специализирующейся на ИТ, я почувствовал, будто вновь попал в аспирантуру и готовлюсь к сдаче очередного экзамена, — вспоминает Сеттл. — Маркетинговая группа BMC хочет, чтобы мы демонстрировали новые технологии нашим клиентам, и меня часто посылают на отраслевые конференции. А там у меня появляется возможность установить контакты с ИТ-руководителями других предприятий».

Влияние на стратегию ведения бизнеса

Джон Дуглас обладает большим опытом управления ИТ-службой в организациях сферы ИТ. Прежде он исполнял обязанности ИТ-директора в компаниях Rational Software и Getronics, сейчас занимает аналогичную должность в компании CompuCom, специализирующейся на поставке ИТ-услуг. «ИТ-служба CompuCom активно реализует стратегию вывода новых продуктов и услуг на рынок, — сообщил Дуглас. — Вместе с нашими клиентами и руководителями отдельных направлений мы принимаем важные решения, влияющие на качество обслуживания. Например, после обсуждения были уточнены детали внедрения рекомендаций ITIL v3 применительно к управлению изменениями и проектированию нашего портала. А поскольку ИТ-служба принимает самое непосредственное участие в разработке стратегии обслуживания CompuCom, у нас, в отличие от предприятий других отраслей, остается гораздо меньше поводов для разногласий между основными подразделениями и ИТ-службой».

Исследования и разработки

ИТ-группа CompuCom предоставляет своим клиентам те же услуги, что введены и для внутреннего пользования. «Мы занимаемся внедрением нового инструмента управления интегрированной информацией, и многие из его функций сначала испытываем у себя», — поясняет Дуглас.

Финансовая ответственность

ИТ-директор компании CSC Дэйв Маккью занимается предоставлением ИТ-услуг внутренним и внешним клиентам, но, помимо этого, он играет ведущую роль в формировании соотношения между прибылью и убытками CSC. Двойная роль Маккью — клиента и менеджера, ведущего счета, — не только повышает его значимость, но и помогает ему воспитывать в своем подразделении квалифицированные кадры. «Принятая модель управления счетами предписывает многим ИТ-сотрудникам обслуживать и другие счета, — подчеркнул он. — Внешнее общение помогает им приобрести дополнительные навыки, которые затем можно успешно применять в ИТ-службе».

Развитие бизнеса

В отличие от своего коллеги из мыловаренной компании, ИТ-директор компании, непосредственно связанной с ИТ, находится гораздо ближе к потоку денежных доходов и вполне может взять на себя соответствующую роль. «Поскольку CSC занимается поставкой ИТ-услуг, мне проще работать в одной связке с представителями основного бизнеса, — заметил Маккью. — Я вижу, к примеру, какие новые возможности открываются на рынке перед компанией. ИТ-директор находится здесь в выигрышном положении и способен влиять на многие процессы, укрепляющие позиции CSC на рынке».

Маккью, Сеттл и Дуглас хорошо понимают, что роль ИТ-директора, работающего в ИТ-компании, предполагает дополнительную ответственность. Но при этом роль ИТ-лидера, который имеет возможность влиять на стратегию управления продуктами, синхронизировать усилия с другими подразделениями, находиться на передовом рубеже развития технологий и иметь самое непосредственное отношение к доходам компании, становится очень серьезным катализатором в карьере ИТ-директора.


Martha Heller. When the Business Is IT. CIO.com. 09/24/2009