Спектр программных продуктов с открытым кодом для использования в госсекторе весьма широк. Например, из офисных программ — это пакет OpenOffice, который одним из первых стал поддерживать открытый формат OpenDocument (ISO/IEC 26300). В состав пакета входят все необходимые пользователю средства — текстовый процессор и визуальный редактор HTML, табличный процессор, программа подготовки презентаций, векторный графический редактор, редактор формул, механизм подключения к внешним СУБД и встроенная СУБД HSQLDB. OpenOffice может свободно устанавливаться и использоваться в государственных и коммерческих организациях России и СНГ в соответствии с генеральной публичной лицензией GPL.

Из свободных СУБД можно отметить PostgreSQL, MySQL, FireBird. Свободные программы есть и в сфере сетевого ПО. Это почтовые клиенты (Mozilla Thunderbird, Sylpheed), Web-серверы (Apache HTTP-server, lighttpd и nginx), системы управления сайтами (Joomla, PhpBB), браузеры (Mozilla FireFox, Google Chrome, Opera) и другие.

К свободным серверам приложений относятся JBoss Application Server, GlassFish, Apache Geronimo. Наконец, есть приложения с открытым кодом для построения интеграционной корпоративной шины (например, OpenESB, JBoss SOA Platform), средства для формирования и генерации отчетов (OpenBI, JasperReports, Pentaho).

Практически все перечисленные решения используются в России, что доказывает отсутствие серьезных преград для внедрения подобного ПО на отечественных предприятиях и в госсекторе.

Преимущество ПО с открытым кодом связано с отсутствием необходимости постоянно следить за корректным лицензированием (приобретено ли нужное количество лицензий на тот или иной продукт). К числу достоинств продуктов с открытым кодом для госсектора можно отнести прозрачность архитектуры программных продуктов (возможность аудита исходного кода), открытость стандартов и архитектуры (гибкость при адаптации к индивидуальным требованиям), свобода выбора других разработок при изменении задач организации, оперативность устранения ошибок, возможность самостоятельно управлять жизненным циклом решения и контролировать процесс разработки.

К числу плюсов относится и тот факт, что общая стоимость владения программами с открытым кодом существенно ниже стоимости аналогичных проприетарных решений (с закрытым кодом). К примеру, для организации сервера приложения на базе коммерческого четырехпроцессорного сервера для ста пользователей необходимо закупить лицензии на сумму несколько десятков тысяч долларов (с учетом стоимости технической поддержки в течение года). Организация аналогичного сервера приложения на базе, например, JBoss Application Server, не потребует оплаты лицензий и будет связана только с затратами на техническую поддержку — это составит менее десяти тысяч долларов. Причем в последнем случае не будет ограничений на количество пользователей. Что касается программ с открытым кодом, то можно и вовсе обойтись без услуг внешней технической поддержки — при наличии у организации собственных квалифицированных специалистов. Единственный пункт, по которому затраты вполне сопоставимы, — это внедрение, так как здесь нужны специалисты примерно одного уровня квалификации. Но в целом реальная экономия при выборе продуктов с открытым кодом составляет от 50% до 80% в зависимости от вида проекта и условий, в которых он реализуется.

Пока широкое использование свободного ПО в госорганах затрудняют два опасения — надежность защиты данных и производительность решений (требуется обеспечить одновременную работу с ними десятков тысяч граждан). Но существуют технологии и инструменты, которые позволяют устранить эти проблемы. Например, для защиты от несанкционированного доступа используются различные механизмы аутентификации и авторизации, алгоритмы шифрования и проверки подлинности данных. Они представляют собой определенные стандарты, стойкость и уровень защиты которых общеизвестны.

В плане производительности, благодаря открытости исходных кодов, применению открытых стандартов и протоколов, создаются проверенные и надежные решения. Популярность свободных программ в этой области доказывает, что они способны обеспечить надежность работы, приемлемую для решения задач в рамках отдельных организаций в масштабах региональных и федеральных органов управления.

Сергей Герцен, менеджер по развитию бизнеса компании EPAM Systems; Sergej_Gercen@epam.com