Какую пользу получат государственные учреждения и органы власти, перейдя на платформы ПО с открытым кодом и основанные на них решения? Перевесит ли эта польза затраты, связанные с переходом? Вот что считают эксперты.

Алексей Новодворский, заместитель генерального директора компании ALT Linux:

Самый весомый экономический эффект получат органы муниципального самоуправления и подразделения органов государственной власти от внедрения типовых комплексных (сервер и рабочие станции) СПО-решений, использующих в том числе тиражное проприетарное ПО отечественных производителей. Тысячи и тысячи внедрений, при нулевой стоимости лицензий, окупят внедрение и поддержку. И это уже видно по результатам пилотного внедрения СПО в российских школах в 2007—2008 годах.

Локализация свободных программ уже сейчас на достаточно высоком уровне, а вот разработка систем с простым интерфейсом (чтобы свести к минимуму переучивание персонала), поддерживающим Windows, действительно нужна. Такая работа сейчас активно ведется.

Андрей Великанов, руководитель департамента ИТ-консалтинга консультационной фирмы МРЦБ:

Применительно к системе государственного управления использование любого ПО требует четкого понимания процессов либо функций, которые будут автоматизированы: типовые это операции или специализированные процессы деятельности. Если речь идет о первой группе, то свободно распространяемые программные продукты имеют практически те же функциональные возможности, что и коммерческие. Экономия от внедрения СПО становится особенно ощутимой при автоматизации большого количества типовых рабочих мест, что характерно для госсектора. Деятельность государственных ведомств регламентирована и в течение длительного периода принципиально не трансформируется, в связи с чем использование СПО в данном сегменте могло бы принести существенную экономию.

Если же говорить об автоматизации специализированных процессов, то свободное ПО проигрывает коммерческому как в части функционала, так и при внедрении (нехватка специалистов, отсутствие инструкций и поддержки). И если в технических областях есть примеры успешной конкуренции (например, почтовая система с открытым кодом Asterix), то в области бизнес-приложений свободные системы, такие как Millennium BSA и Jboss, пока предоставляют слишком ограниченные возможности. Кроме того, особенности государственных ведомств часто вообще не учитываются при разработке открытого ПО, в связи с чем переход на данную категорию ПО требует больших затрат на доработку. Приложения необходимо адаптировать под текущую деятельность, что в случае с коммерческим ПО заранее прорабатывает производитель.

Открытый код позволяет еще на этапе внедрения проверить приложение на соответствие критериям безопасности и отсутствие каналов утечек и при необходимости изменить исходный код.

Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус»:

Главная польза для госсектора — полный контроль над составом и функционированием программного решения, а следовательно, безопасность. Оправдаются ли затраты, связанные с переходом на платформы ПО с открытым кодом, однозначно сказать невозможно. Выбор альтернативной платформы влечет за собой затраты не только на приобретение ПО, но и на внедрение, поддержку, доработку, содержание специалистов и т.д. Для оценки эффективности перехода нужно рассматривать каждый конкретный случай.

Дмитрий Комиссаров, генеральный директор компании «ПингВин Софтвер» (ГК «АйТи»):

Несложные подсчеты показывают, что переход на СПО позволит в разы сократить текущие затраты государства на сферу ИТ и, значит, высвободить дополнительные ресурсы на развитие этого направления.

Переход на СПО — это проект, пусть и очень большой. Любой финансист знает, что проектные затраты носят характер разовых и в общей структуре совокупной стоимости владения на интервале в 5—10 лет будут несравнимо более низкими, чем операционные затраты, связанные в том числе с регулярными отчислениями производителям ПО за сопровождение и техподдержку, поэтому, даже не имея точных расчетов затрат на проект перехода государственных учреждений на платформу СПО, можно с уверенностью утверждать, что через пять, пусть даже десять лет они гарантированно окупятся.

Наталья Зубкова, директор по развитию бизнеса торгово-закупочных систем компании «Норбит»:

ПО с открытым кодом — это широкий пласт решений, куда входят и высокотехнологичные платформы, позволяющие быстро и эффективно создавать специализированные прикладные решения. Однако следует принимать во внимание, что затраты на внедрение и — главное — адаптацию решений с открытым кодом будут сопоставимы с бюджетами, выделяемыми на внедрение коммерческого ПО.

Эффективность внедрения решений с открытым кодом во многом зависит от задач и целей разработки. Локальные, узкоспециализированные или предметные решения разрабатывать на основе ПО с открытым кодом действительно весьма выгодно. Однако если речь идет о ПО, при создании которого необходимо обязательно учитывать законодательные требования, регламенты и методологические особенности реализации бизнес-процессов, то, пожалуй, в этом случае поддержка ПО с открытым кодом может стать для госзаказчиков весьма трудоемкой и неэффективной работой.

Сергей Попов, директор по развитию Linux XP компании SafeLine:

Преимущества открытого ПО, созданного именно отечественными разработчиками, очевидны: нулевая или минимальная стоимость лицензий; меньше требований к аппаратной части инфраструктуры, высокая степень информационной безопасности и надежности; за счет близости разработчика программные продукты могут быть доработаны под конкретные нужды госзаказчика в максимально сжатые сроки; отсутствует технологическая дискриминация граждан в связи с прекращением навязывания ПО единственного производителя. Кроме того, использование ПО с открытым кодом, разработанного российскими компаниями, позволит стимулировать национальную экономику в области ИТ и будет способствовать глобальной экономии бюджетных средств на поддержание ИТ-инфраструктуры в госучреждениях.

Для определения целесообразности миграции необходим количественный и качественный анализ всех статей расходов и доходов, связанных с заменой ПО в конкретной информационной сети. Многие отечественные разработчики прикладывают максимум усилий, чтобы сделать процесс миграции максимально комфортным и безболезненным.

Дмитрий Калаев, заместитель генерального директора компании Naumen:

Переход на СПО позволяет органам государственной власти снизить затраты на тиражирование решений. Стоимость создания типового решения мало зависит от того, на основе какого ПО создается это решение — коммерческого или свободного, и определяется в первую очередь спецификой проекта. В ряде случаев переход на СПО может оказаться невозможным из-за отсутствия на рынке свободных аналогов проприетарных решений или недостатка у них требуемой функциональности, но в целом это относится к достаточно узкому классу задач.

В первые два года затраты на подготовку специалистов, скорее всего, превысят экономию, однако стоит учесть следующие факторы. Во-первых, это вложение в интеллектуальный капитал России. Во-вторых, де-факто многие органы власти в рамках сжатых бюджетов переходят или уже перешли на СПО и подготовили своих специалистов. В-третьих, по окончании переобучения специалистов эффект станет очень весомым, и на отрезке трех-пяти лет использование СПО становится более экономичным, чем использование проприетарного ПО.

Ася Власова, директор направления открытых программных решений компании «Корус Консалтинг»:

Открытые платформы, стандарты и форматы хранения, передачи данных позволят развивать типовые тиражируемые прикладные решения в интересах государственных учреждений и органов власти. ИТ-инфраструктура госструктур, как и функции госслужащих являются в значительной степени типовыми. Поэтому эффективное использование типовых свободных программных решений, которые были один раз разработаны, постоянно обновляются и бесплатны для всех госструктур. Появление единого фонда подобных решений в России (включая документацию и истории внедрений) значительно упростили бы проекты информатизации и снизили расходы.

В масштабах государства экономический эффект от появления и развития свободных типовых решений будет, безусловно, огромным. Но проект перехода на СПО необходимо начинать с аудита информационных систем и расчета экономической эффективности в каждой конкретной организации, создания и оценки индивидуального плана миграции. Без этих данных говорить об экономии на СПО бессмысленно.