Сегодня практически все федеральные структуры обеспечены современными компьютерами, подключены к сети Internet. В большинстве государственных органов сформированы базы данных, но до создания электронного правительства, единого информационного пространства еще далеко. Граждане по-прежнему вынуждены тратить массу времени в очередях за многочисленными справками, выполнять роль курьеров между различными ведомствами, хотя, по данным Росстата, в организациях государственной и муниципальной формы собственности числится около 32% общего количества работающих в стране.

В числе услуг, которые должны быть автоматизированы в первую очередь и часть из которых должна быть введена в этом году, можно назвать регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, постановку на налоговый учет, уплату налогов и сборов (в последние годы сдача налоговой отчетности производится электронными средствами); государственные услуги владельцам транспортных средств; государственные социальные услуги; услуги владельцам недвижимости; оформление документов, удостоверяющих личность, документов, подтверждающих гражданско-правовой статус, регистрация по месту жительства и месту пребывания.

Но кризис отразился на возможностях госструктур и, скорее всего, некоторые организации смогут выполнить только часть запланированного на этот год, чтобы уложиться в бюджет. По разным оценкам, сокращение ИТ-бюджетов в госсекторе в 2009 году уже составило в среднем 30%. Среди целевых программ, финансирование которых может сократиться, — ФЦП «Электронная Россия» и программа выдачи электронных загранпаспортов. Некоторые аналитики полагают, что на фоне общего снижения ИТ-бюджетов в 2009 году государственная поддержка и реализация национальных программ в госсекторе, здравоохранении и ЖКХ приведут к росту расходов на ИТ более чем на 2%. Ожидать роста инвестиций в ИТ, по мнению некоторых экспертов, следует в частности в связи с последними заявлениями президента о том, что, несмотря на кризисные сложности, уже в ближайшие два года должны быть созданы информационные и институциональные предпосылки для интеграции в глобальное информационное общество.

Хотя ИТ-бюджеты организаций сокращаются, органы государственной власти остаются одним из крупнейших ИТ-заказчиков. Поставщики продуктов и услуг активно развивают соответствующие направления, доля государственных проектов в их портфелях может составлять от 20 до 80% и в период кризиса только растет.

Согласно исследованию аналитического центра REAL-IT, доля госсектора в отраслевой структуре ИТ-рынка снизилась с 34% в четвертом квартале 2008 года до 21% в первом квартале 2009 года. По оценкам IDC, в 2008 году на госуправление пришлось 12% всего ИТ-рынка. По прогнозам ИК «Финам», доля государства в структуре затрат на ИТ в России в 2009 году увеличится до 30%.

Структура затрат и проекты

Анализ проектов, тендеров и конкурсов, которые проводятся государством, показывает, что доля затрат на эксплуатацию ведомственных информационных систем и аппаратных средств может достигать 30—60% всего ИТ-бюджета, значительная часть проектов направлена на создание внутриведомственных специализированных систем (до 40%), а доля таких приоритетных направлений, как реализация электронного документооборота, обеспечение государственных услуг и межведомственного взаимодействия в совокупности не превышает 25%.

Еще несколько лет назад основные проблемы информатизации состояли в недостаточном техническом обеспечении, элементарной нехватке оборудования, непонимании руководителями необходимости автоматизации деятельности и недостаточной грамотности пользователей. Сегодня эти проблемы ушли на второй план (хотя совсем избежать их не удается) и основное внимание уделяется созданию и развитию информационных систем.

Активно ведутся инфраструктурные проекты, например, недавно после ремонта и технического переоснащения в Москве было открыто новое здание Генпрокуратуры РФ: компьютерное оснащение нового зала заседаний выполнено компанией «Fujitsu Technology Solutions». Компания «КРОК» в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» завершила создание комплекса автоматизированных инженерных систем Второго арбитражного апелляционного суда города Кирова, включающего 20 систем. Национальный оператор связи «Энфорта» подключил к своей беспроводной сети Государственное унитарное предприятие Московской области «Московский областной дорожный центр», а также один из приграничных постов Алтайской таможни. Нестандартный проект начат компанией «IBS» в рамках масштабной программы «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета»: к 2011 году планируется создать комплексную информационную систему автоматизированных гидрологических наблюдений в бассейнах рек Уссури, Кубань и Ока, состоящую из 250 новых автоматизированных постов наблюдений, требующую развития телекоммуникационной сети и инфраструктуры центров сбора и обработки данных. Госучреждения в целом достаточно хорошо развили свою инфраструктуру, многие из них имеют современные системы, локальные сети и центры обработки данных. Много проектов реализуется на базе ERP-систем различных поставщиков.

Не меньше внимания организации уделяют и внедрению систем электронного документооборота. Многие ведомства уже внедрили необходимые решения. Например, система электронного документооборота «БОСС-Референт» работает в Федеральной налоговой службе. Система внедрена и в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами.

Однако в различных ведомствах используются разные системы электронного документооборота, и возникает проблема интеграции между ними. EMC, IBM и Microsoft уже анонсировали совместно разработанную спецификацию Content Management Interoperability Services (CMIS) с использованием интерфейсов Web-сервисов и Web 2.0.

Аналитики часто ругают Росстат за невысокий уровень достоверности информации. Чтобы обеспечить качественный электронный сбор данных с поддержкой ЭЦП в рамках ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 годах» компания IBS приступила к выполнению проекта по развитию Единой системы сбора, обработки, хранения и представления статистических данных (ЕССО). В результате реализации проекта должны быть созданы условия для внедрения электронного юридически значимого документооборота между предприятиями и организациями и территориальными органами госстатистики при сдаче статистической отчетности. Предстоит создать единый архив электронных версий форм статистической отчетности с ЭЦП на базе СУБД Microsoft SQL Server 2005 уже к декабрю 2009 года; модернизировать ПО ЕССО в части электронного сбора статистической отчетности; провести доработку регламента использования ЭЦП в системе сбора статистической отчетности.

Сейчас госсектор все чаще прибегает к услугам аутсорсеров. Например, компания IBS получила право на поддержку эксплуатации ИТ-инфраструктуры центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости РФ (Роструд). Помимо поддержки компьютерной техники, IBS DataFort обеспечивает сопровождение системы телекоммуникаций и специализированного оборудования зала заседаний и селекторных совещаний Роструда.

Совет

Основная проблема, по мнению Минкомсвязи, заключается в том, что различные ведомства создавали и развивали собственные локальные ИТ-инфраструктуры, которые сегодня практически невозможно объединить в единую систему. Для решения проблем интеграции ведомств создается Совет главных конструкторов по информатизации федеральных органов исполнительной власти, планируется объединить специалистов, выявлять лучшие решения и договариваться о путях обмена ими. Предложение Министерства было одобрено на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и ИТ в январе нынешнего года, а затем поддержано Дмитрием Медведевым на первом заседании Совета по развитию информационного общества в феврале. Время покажет, насколько эффективной будет его работа.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF