Как повлиял кризис на рынок труда CIO? Почему за последнее время немало ИТ-руководителей лишилось прежних постов? О том, как за минувшие полгода изменился кадровый профиль на этом рынке вакансий, рассказывает Ирина Клюсова, территориальный директор отдел

Как изменился в последнее время рынок вакансий для CIO и как изменились требования бизнеса к соискателям?

Сейчас бизнес подвержен серьезным изменениям, и они напрямую влияют на ожидания в отношении ИТ-службы и ИТ-руководителей и на деятельность ИТ-структуры. На передний план выходят две задачи: умение проводить изменения внутри ИТ-департамента и эффективность освоения соответствующих бюджетов (в последние месяцы причиной ряда увольнений ИТ-директоров стало то, что они не смогли убедить бизнес в эффективном использовании ИТ-бюджета).

Кроме того, если раньше выбирали специалиста, способного обеспечить рост компании, то сейчас ищут тех, кто может быть максимально эффективен в сложившихся обстоятельствах. В результате идет замена существующих ИТ-руководителей на более эффективных с точки зрения бизнеса (в частности, к их компетенциям добавляются еще и компетенции кризис-менеджера).

Как изменились ожидания по зарплатам ИТ-директоров?

Обычно у топ-менеджеров компенсационный пакет строится из фиксированной составляющей (зарплаты) и бонусной части. Если не брать во внимание совсем маленькие компании и, например, инвестиционный рынок (где разовые выплаты могут многократно превышать ежемесячный доход СIO), то можно сказать, что сегодня по Москве средний уровень оплаты CIO колеблется от 350 тыс. до 400 тыс. руб. в месяц. До кризиса эта цифра была выше: большинство компаний были готовы выплачивать суммы, начиная от 400—500 тыс. руб. и выше. Гораздо заметнее сократилась бонусная часть — теперь большинство компаний не имеют возможности ее выплачивать. Ожидания же самих ИТ-руководителей очень сильно колеблются — от 130 тыс. руб. до 25 тыс. долл. в месяц.

Мы ожидали, что конкуренцию CIO на рынке вакансий составят топ-менеджеры, потерявшие работу в первые месяцы кризиса. На Западе это обычная практика, когда позицию CIO занимают менеджеры не с техническим, а управленческим или экономическим образованием, но в России подобной ярко выраженной тенденции мы не наблюдаем, возможно, потому, что работодатели больше доверяют тем, кто лучше разбирается в технологиях и предметной области ИТ.

Какие компетенции CIO будут востребованы работодателями, когда экономика начнет выходить из кризиса и нужно будет обеспечивать стратегию послекризисного роста бизнеса?

Все компетенции, которые были накоплены, должны будут присутствовать. Но сейчас CIO должен эффективно действовать в условиях значительных ограничений: с одной стороны — бюджетов, а с другой стороны — краткосрочных планов компании, поэтому ИТ-руководителю приходится очень быстро накапливать новые компетенции, которых раньше практически ни у кого не было, так как были совсем иные условия и приоритеты.

Сейчас одна из востребованных компетенций — управление изменениями, то есть способность не столько следовать за изменениями, сколько быть их инициатором. В ИТ-службе это сделать непросто, поскольку она консервативна, инертна и «монументальна». Когда приоритет отдается краткосрочным, быстро меняющимся планам, ИТ-службе очень сложно отражать эти изменения и им соответствовать. ИТ-директор должен быть стратегом, чтобы понимать, в какой ситуации находится бизнес компании, и стараться выстраивать свою стратегию с учетом изменения даже краткосрочных планов компании. От CIO сейчас ждут, как уже было сказано, не столько умения проводить изменения, сколько инициировать их внутри ИТ-службы. И эта же компетенция будет крайне важна, когда компании начнут выходить из кризиса.

Сами ИТ-директора среди прочих причин ухода с предыдущего места работы нередко указывали «непонятную стратегию развития компании». Но сейчас это можно признать нормальной позицией владельцев бизнеса. Чтобы работать в подобных условиях, необходимо развивать в себе стратегическое лидерство и понимать, что нынешняя ситуация продлится год-два, а то и больше. Нужно уметь отстаивать свою линию, позволяющую адаптироваться к ситуации кризиса, а когда наступит период роста, способствовать выходу бизнеса на лидирующие позиции.