Управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) — одна из современных управленческих методик, включающая в себя совокупность идеологии и программного обеспечения.

Методика BPM относительно молода — она начала развиваться с 2000 года, придя на смену концепциям реинжиниринга бизнес-процессов. В отличие от реинжиниринга, этот подход ориентирован на непрерывный процесс усовершенствования бизнес-процессов компании. Любая BPM-система содержит графический инструментарий, который предназначен для описания и анализа процессов, сервер выполнения заданий, средства оперативной работы, а также инструменты мониторинга и управления.

Основное преимущество от внедрения BPM-системы состоит в том, что в компании появляется инструмент для управления бизнес-процессами, который позволяет повысить исполнительскую дисциплину, заставить компанию работать по установленным правилам, а также запустить механизм непрерывного совершенствования процессов. Как известно, без адекватного управления бизнес-процессы склонны терять свою эффективность.

Как показало исследование, проведенное Pierre Audoin Consultants, управление бизнес-процессами является наиболее востребованной методологией у европейских компаний. Концепцию BPM в той или иной форме использовали около 80% опрошенных. Особенность европейского рынка BPM состоит в том, что основной тренд направлен не столько на описание, сколько на анализ бизнес-процессов. Более того, 40% компаний настроены весьма оптимистично и заявляют, что осуществленные проекты полностью оправдали ожидания. Они подтверждают, что использование специализированных инструментов является важным фактором успеха при внедрении процессного управления. Лишь 23% компаний при проведении инициатив, направленных на совершенствование бизнес-процессов, не использовали BPM-инструментарий.

В России же картина в этой сфере гораздо менее привлекательная. Как показал опрос участников выставки Docflow 2008, наиболее массовыми — в силу дешевизны и простоты использования — инструментами для описания бизнес-процессов служат Microsoft Visio и приложения Microsoft Office. С помощью этих инструментов-«рисовалок» можно описать процессы, однако задачи управления процессами с их помощью не решаются. В первую очередь описание процессов проводится для внедрения информационных систем. Вторая по популярности цель описания — регламентация деятельности — свидетельствует о невысокой зрелости бизнес-процессов в российских компаниях. Наконец, почти треть компаний использует описание бизнес-процессов в ходе разработки системы менеджмента качества. Это означает, что они действительно пытаются совершенствовать свои бизнес-процессы, а не ограничиваются лишь получением формального сертификата.

Тем не менее интерес к процессному управлению среди российских компаний в последние годы усиливается. По данным компании IDS Scheer, обнародованным во второй половине 2008 года, в 70% компаний уже были созданы «процессные» подразделения, а 24% находились в стадии их формирования. Впрочем, из-за кризиса эти цифры должны были уменьшиться, ведь такие подразделения являются вспомогательными.

Описать бизнес-процессы относительно легко, но когда дело доходит до их совершенствования, многие компании «спотыкаются». Это связано с тем, что требуется пересмотр существующих полномочий и ответственности, а также другие организационные изменения. Выполнить все это в компании без поддержки топ-менеджмента сложно, а такая поддержка не всегда есть. Еще одна проблема совершенствования бизнес-процессов — недостаточное обоснование необходимости изменений, например, подкрепленное расчетом окупаемости инвестиций.

Рынок BPM-решений до сих пор находится в стадии формирования. Традиционно на нем ключевую роль играли нишевые игроки, однако значительная их часть была поглощена ИТ-гигантами, расширяющими функциональность своих предложений. В настоящее время системы от ведущих поставщиков поддерживают полный жизненный цикл бизнес-процессов: моделирование, исполнение, мониторинг. Однако нередко системы с меньшей функциональностью также имеют удачные решения для определенных сфер деятельности.


Новый взгляд на процессы

Сеть гипермаркетов «Лента» внедрила решение ARIS Business Architect для описания бизнес-процессов. Ранее с этой целью использовались стандартные офисные приложения Microsoft Word, Excel и Visio. Однако процессной методологии они не содержали и тем более не могли поддерживать весь жизненный цикл управления бизнес-процессами. При росте объемов моделирования работать с приложениями стало трудно. Кроме того, изменился подход к управлению бизнес-процессами: потребовалась единая методология, база данных для хранения моделей и инструментарий для анализа процессов и оценки их эффективности. Для этих задач была выбрана платформа ARIS. Сотрудники службы корпоративной системы менеджмента торговой сети прошли обучение работе с системой и перенесли в ее рамки созданные ранее модели бизнес-процессов. Предполагается, что специалисты IDS Scheer проведут аудит моделей, созданных сотрудниками «Ленты», и в дальнейшем будут консультировать их по построению системы сбалансированных показателей.