РЫНОК ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тенденция продолжится

В 2008 году российский ИТ-рынок вырос до 24,5 млрд. долл., при этом существенно снизились темпы его роста: с 31% до 13%. Как отмечают аналитики компании REAL-IT, снижение темпов роста ИТ-рынка в целом было заметно уже в первых двух кварталах – несмотря на то, что в первой половине 2008 года многие игроки продемонстрировали хорошие показатели. Во втором же полугодии падение спроса на ИТ стало лавинообразным, и впервые за долгое время динамика развития ИТ-рынка приобрела отрицательный характер. В течение 2008 года темпы роста в каждом сегменте снижались ежеквартально, но особенно сильно пострадал сегмент компьютерного оборудования, который является доминирующим на отечественном рынке. Наилучшие показатели по итогам года продемонстрировал сектор ИТ-услуг, рост которого превысил 25%. В REAL-IT полагают, что тенденция, появившаяся в 2008 году, продолжится: будет наблюдаться общее падение рынка, причем меньше всего в текущем году пострадает сегмент ИТ-услуг, а самый существенный удар снова придется по сектору компьютерного оборудования. Восстановление рынка наступит не раньше, чем через полтора года.

Лучше Украины, но хуже Польши

Несмотря на то что ИТ-индустрия несколько менее подвержена влиянию кризиса по сравнению с другими отраслями экономики, финансовые результаты большинства игроков рынка существенно пострадали. По прогнозам европейской консалтинговой компании PMR, в течение ближайших двух лет в странах Центральной и Восточной Европы будет наблюдаться пессимистичная картина. В большинстве стран речь идет не только о прекращении роста ИТ-рынка, но и его значительном сжатии. Например, объединенный рынок трех крупнейших стран региона (России, Украины и Польши) в 2009 году сократится на 10,5% и составит 22 млрд. евро. Главная причина такого положения - тяжелейшее состояние организаций финансового сектора, которые традиционно являются ключевыми партнерами ИТ-компаний. Наиболее тяжелая ситуация складывается в Украине, где на фоне существенного снижения ВВП ожидается сокращение ИТ-рынка примерно на треть. Говоря о российском рынке, аналитики также предсказывают снижение его объема, пусть и не такое резкое - на 14%. Наименее серьезными последствия кризиса будут в Польше, где ИТ-рынок продолжит показывать положительную динамику.

Не сошлись в оценках

«Центр развития экономики» (B2B-Center) объявил результаты исследования, проведенного Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ) и обнародованного в марте, некорректными и не отражающими текущей ситуации на рынке. По оценкам НАУЭТ, в 2008 году в корпоративном сегменте проведено электронных торгов на сумму 4,04 млрд. рублей. Между тем только в Единой системе электронной торговли (крупнейшая многоотраслевая площадка сегмента B2B) за 2008 год было проведено более 14 тыс. торгов на общую сумму 104 млрд. рублей. Это в 25 раз превышает объявленные НАУЭТ показатели и радикально меняет картину по рынку электронной торговли в целом. B2B-Center выражает сомнение в объективности методов, которые применяют специалисты НАУЭТ для изучения российского рынка электронных торгов. Во-первых, в исследовании учитывались только суммы по аукционам – без учета конкурсов, которые составляют основную часть рынка. Во-вторых, принималось во внимание количество объявлений, а не состоявшихся сделок. Таким образом, как подчеркивают в B2B-Center, озвученные НАУЭТ данные по состоянию российского рынка электронной торговли за 2008 год дискредитируют значение электронной торговли в развитии экономики страны.

За первый квартал 2009 года в единой системе электронной торговли B2B-Center было проведено более 2 тыс. торговых процедур на сумму 11,2 млрд. рублей. Количество участников единой системы электронной торговли B2B-Center к концу I квартала 2009 года достигло 24 тыс. компаний, а прирост за квартал составил почти 13%. Такая динамика роста свидетельствует о том, что электронная торговля становится все более востребованным инструментом для организации закупок и продаж, причем как крупными корпорациями, так и компаниями малого и среднего бизнеса. Крупные торговые площадки становятся основой для создания в России рынка электронной торговли и налаживания цивилизованных отношений между участниками этого рынка. Среди крупнейших заказчиков, проводивших торги в системе B2B-Center в первом квартале, отмечаются Дальневосточная генерирующая компания и ЗАО «Комплексные энергетические системы», осуществившие миллиардные сделки.

Больнее, чем в 2001

По оценкам Gartner, общемировые расходы компаний на ИТ в 2009 году снизятся на 4% и составят 3,2 трлн. долл. Таким образом, аналитики признали, что по отрасли ИТ будет нанесен гораздо более чувствительный удар, чем в 2001 году, когда снижение составило 2,1%. Нынешний обвал в ИТ не вызван крахом отдельных технологий, а стал следствием общего сокращения производства, а значит – и потребности в ИТ. Поэтому сжатие коснулось практически всех сегментов рынка. Наибольший урон (снижение на 15%) испытает сегмент аппаратного обеспечения. В нынешнем году он аккумулирует лишь 324 млрд. долл., хотя в 2008 году составлял 381 млрд. долл. Расходы на ПО останутся примерно прежними - на уровне 223 млрд. долл., а потребность в ИТ-услугах упадет на 1,7% - до 796 млрд. долл. Сегмент телекоммуникационных услуг сократится на 3% и, являясь наиболее массивным, также внесет серьезную лепту в общее снижение.

Очередное снижение

Экономический кризис застиг многие ИТ-департаменты в момент реализации пакета критически важных для бизнеса проектов. Именно этим аналитики оправдывают постоянное снижение своих прогнозов относительно поведения предприятий в области ИТ. Большое количество предприятий не могут мгновенно заморозить проекты и приостанавливают их постепенно, доводя до ближайшего промежуточного этапа. Например, в Goldman Sachs понизили прогнозы, касающиеся сокращения объема ИТ-рынка, с 4 до 9%. При этом 80% организаций указывают максимальное снижение издержек в качестве главного приоритета на 2009 год. Компании готовы инвестировать лишь в те технологии, которые могут обеспечить очевидный возврат инвестиций. Ярким примером здесь может служить виртуализация. Как ни странно, исходя из результатов опросов, аналитики предсказывают спад на рынке решений, предоставляемых по модели SaaS. В прогнозах на 2010 год эксперты очень осторожны и говорят о нулевом росте рынка или снижении на уровне 1%.

Аутсорсеры сбрасывают цены

Экономический кризис убивает многие ИТ-проекты, однако может позитивно повлиять на рынок аутсорсинга. Во многом этому помогает начатое провайдерами снижение цен на свои услуги. По прогнозам Gartner, в течение 2009 и 2010 годов стоимость аутсорсинга упадет на 5-20%, в зависимости от сферы услуг и экономической ситуации в каждой конкретной стране. Наибольшее падение ожидается в области сетевых услуг и аренды бизнес-приложений. Уже сейчас многие заказчики пересматривают существующие контракты, пытаясь добиться от поставщиков более выгодных финансовых условий. Таким образом, благополучие аутсорсинга является очень относительным: отношения между провайдерами и заказчиками неуклонно обостряются. В Forrester подчеркивают, что поставщикам может помочь дистанцирование от конкурентов. Они должны проанализировать свои самые сильные стороны и верно позиционировать их на рынке. Такое поведение является правильным в преддверии появления «второй волны» заказчиков аутсорсинга, состоящей из компаний, которые ищут поставщиков узких, «точечных» услуг.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Фоторобот для инсайдера

Как выглядит типичный инсайдер? По мнению аналитиков канадского подразделения KPMG, это мужчина в возрасте от 30 до 49 лет, работающий в компании уже несколько лет, но не на руководящей должности. Согласно результатам опроса директоров компаний, чрезвычайно важным фактором является его мотивированность. Чаще всего она бывает финансовой, однако руководители говорят и о моральной мотивации – в случае каких-либо обид на начальство или коллег, а иногда даже ощущения собственной ущербности. Другим важным фактором становится возможность сотрудника организовать утечку информации. Обычно сотрудники имеют доступ к значительно большему спектру конфиденциальной информации, нежели им необходимо в рабочих целях. В категорию «особого риска» попадают ИТ-специалисты – технически подкованные сотрудники, имеющие доступ ко всей корпоративной информации. При этом технологии являются палкой о двух концах: они могут как помочь злоумышленнику, обеспечив утечку колоссального объема данных в кратчайшее время, так и способствовать раскрытию преступления или даже его предотвращению. Например, первое, что делают эксперты KPMG при проведении расследований, – создают образы жестких дисков «подозрительных» компьютеров. Далеко не все сотрудники осознают, что удаленные файлы продолжают незримое существование на съемном носителе или жестком диске компьютера.

От атак страдают все

Практически ни одной организации не удается избежать инцидентов, связанных с информационной безопасностью. Как показали результаты опроса, проведенного Symantec, 98% компаний в течение последних двух лет испытали серьезные потери, причиной которых стали кибератаки. В частности, у 46% атаки вызывали сбои в работе корпоративных систем, а 31% столкнулся с утечкой информации о клиентах и сотрудниках. Еще 25% заявили о краже корпоративной интеллектуальной собственности. Почти половина ИТ-менеджеров считает, что за последние годы риски, связанные с киберугрозами, значительно выросли из-за применения злоумышленниками все более изощренных средств. При этом 31%, говоря о частоте атак, описывает их словом «регулярные».

Простота важнее объективности

Многие компании слишком усложняют показатели, которыми определяют состояние дел в области безопасности. Как считают в Forrester, гораздо больше пользы будет от простых, но абсолютно прозрачных показателей. Дело в том, что, по признанию аналитиков, измерить эффективность средств безопасности довольно сложно. Зачастую оценки носят скорее эмоциональный, нежели объективный характер. Именно для ухода от такой эмоциональности и нужна простота и понятность показателей – в первую очередь для бизнес-руководства. Например, метриками могут быть доля ноутбуков с установленными средствами защиты, число инцидентов в расчете на одного пользователя, соотношение вовремя обнаруженных и пропущенных инцидентов. Такие показатели гораздо ярче демонстрируют силы и слабости построенной системы безопасности, чем более объективные, но непереводимые в бизнес-термины метрики.

Руководство боится

Руководство компаний все сильнее опасается инсайдерских действий. Причины этого вполне очевидны: в условиях кризиса возможность дополнительного заработка путем продажи корпоративной информации становится весьма соблазнительной. Аналитики KPMG полагают, что опасения эти отнюдь не беспочвенные: по сравнению с 2007 годом, число реально зафиксированных случаев «слива» информации утроилось. Кроме того, 66% опрошенных руководителей компаний предполагают, что уволенные сотрудники ИТ-департаментов вполне могут влиться в криминальные сообщества. Вполне логично ожидать, что первой их целью станут информационные системы бывших работодателей, слабости которых им прекрасно известны.

ТЕХНОЛОГИИ И БИЗНЕС

Дорога в облака

Поставщики, которые не смогут в ближайшее время адаптировать свои решения в соответствии с требованиями времени, будут вынуждены уйти с рынка. «Облачная» модель в течение ближайших пяти лет станет основным способом предоставления ИТ-услуг, как считают в IDC. По классификации аналитиков, «облачные» услуги подразделяются на шесть основных категорий: приложения, инструменты для коллективной работы, хранилища, предоставление серверных мощностей, управление ИТ и платформы. По данным IDC, 26% компаний используют услуги управления ИТ, примерно столько же арендуют бизнес-приложения, 15% прибегают к аренде вычислительных мощностей и хранилищ, 17% используют «облачные» средства разработки приложений (platform-as-a-service). Наиболее распространенной причиной использования «облачных» услуг принято считать их дешевизну. В IDC не отрицают, что этот фактор далеко не последний в списке приоритетов компаний, однако главным считают скорость и простоту развертывания сервисов.

«Озеленение» в бизнес-терминах

Как показало исследование, проведенное IDC и Atos Origin, европейские компании, целенаправленно проводящие «зеленые» инициативы, имеют прибыльность на 2% выше остальных. Однако, по мнению аналитиков, прямой связи между этими факторами может и не существовать. Например, компании, встающие на путь «озеленения», зачастую внедряют средства удаленного доступа, а также видеоконференцсвязь. Операционные расходы таких компаний значительно снижаются. Между тем сокращение издержек как раз и является целью большинства компаний. Говоря об «озеленении», практически всегда имеют ввиду снижение энергопотребления, а вовсе не защиту окружающей среды в широком смысле слова. Тем не менее, как выяснил опрос, проведенный среди бизнес-руководителей, в 78% компаний не существует выделенной части бюджета, посвященной «зеленым» инициативам – ни в рамках ИТ-подразделения, ни в масштабах компании. Сама по себе идея «озеленения», не подкрепленная расчетами возврата инвестиций, мало интересует руководство компаний.

Стихийный open source

Уже используют ИТ-решения, основанные на ПО с открытым кодом, или планируют их внедрение в течение 2009 года 46% североамериканских и европейских компаний. Лидерами, по данным Forrester, являются Франция и Германия, где проникновение open source составляет 58 и 49% соответственно. Что вполне естественно, главная мотивация при использовании открытого кода - экономия. Лихорадочное сокращение издержек заставляет компании более решительно двигаться в направлении open source, иногда закрывая глаза на возникающие при этом риски. Например, треть компаний признает, что не разработала стратегии использования такого ПО и проводимые работы имеют стихийный характер.

Старый друг лучше новых двух

Системные администраторы проявляют осторожность и скорее собираются оставаться на платформе Microsoft Windows XP, нежели переходить на широко разрекламированную Windows 7. Согласно результатам опроса, проведенного Dimensional Research, 72% ИТ-специалистов больше опасается затрат и проблем, связанных с миграцией на новую операционную систему, чем морального устаревания Windows XP. По мнению аналитиков, такие результаты не только показывают традиционное сопротивление резким изменениям, но и демонстрируют, насколько сильно системные администраторы «прикипели» к полюбившейся платформе. Как подчеркивают в Dimensional Research, между их недоверием к Windows 7 и удовлетворенностью Windows XP существует несомненная взаимосвязь. Вероятнее всего, Windows XP останется предпочитаемой платформой, даже если ее официальная поддержка со стороны Microsoft будет ограничена. В настоящий момент Windows XP используется в 97% компаний. Для сравнения, Vista нашла применение в 40% компаний, в 32% используют Linux, а в 28% - Mac OS X.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями