В течение ближайшего года, по мнению Кацмана, ИТ-подразделениям следует заняться оптимизацией своей операционной деятельности, упорядочить внешнюю экспертизу, пересмотреть соглашения об уровне обслуживания (SLA), чтобы снизить уровень предъявляемых к услугам требований и уровень затрат на них, изучить возможности по оптимизации приложений и проанализировать, как можно использовать ИТ для снижения затрат не только на сами ИТ, но и на другие составляющие бизнеса.

В более отдаленной перспективе Кацман рекомендует организовать регулярную оценку выгод от реализации ИТ-проектов, изыскать возможности для расширения источников инвестиций в стратегические ИТ- проекты (такими источниками могут стать внутренние и внешние заказчики, а также ИТ-поставщики, предлагающие щадящие схемы финансирования с рассрочкой платежей) и проанализировать пути совершенствования организационной структуры и снижения расходов на операционную деятельность ИТ-подразделения.

Кстати, на CIO-Форуме многие выступающие возвращались к мысли, что заботиться о снижении ИТ-издержек, совершенствовании оргструктуры ИТ-подразделения и взаимопонимании с бизнесом необходимо постоянно, а не тогда, когда грянет очередной кризис или возникнет какая-то иная экстраординарная ситуация. Умение добиваться эффективного использования ИТ-активов и персонала — один из главных показателей профессионализма ИТ-руководителя.

По оценкам Кацмана, если приложить усилия, то можно сократить до 40% затрат на телекоммуникации, до 25% расходов на организационную структуру ИТ-подразделения, до 15% издержек, приходящихся на поддержку приложений и реализацию новых проектов, и сэкономить до 10%, правильно подойдя к заключению контрактов с поставщиками ИТ-услуг. Справедливость этих цифр подтвердил Сергей Адмиральский, CIO ювелирной группы «Адамас». Благодаря принятым мерам, в «Адамасе» удалось урезать ИТ-бюджет на 39% и при этом сохранить ключевые ИТ-функции.

Константин Садовский, CIO группы компаний «Ореско», обратил особое внимание на то, что практически всегда, общаясь с ИТ-поставщиком, приходится договариваться с конкретной персоной, а не с компанией, поэтому, чтобы добиться успеха в переговорах, необходимо четко понимать мотивацию человека, который общается с вами. «Если вы не нашли понимания с вашим контактным лицом, ищите другое — с иной мотивацией», — рекомендовал Садовский. Например, можно выйти на более высокопоставленного менеджера, но тогда и статус переговорщика со стороны вашей компании должен быть выше. И вполне возможно, что, скажем, 20-минутный разговор генерального директора предприятия с высокопоставленным представителем ИТ-поставщика даст больше, чем многонедельные обсуждения контракта с не очень влиятельным сотрудником ИТ-компании, не уполномоченным давать значительные скидки.

 


Блог главного редактора: blogs.osp.ru/users/mike_z