«Внедрение информационных систем масштаба предприятия не гарантирует прозрачность бизнеса», — отметил в ходе дискуссии на круглом столе 16-го экстренного CIO-Форума Тимур Аитов, вице президент Ассоциации региональных банков России. И дело здесь не в чьем-то злом умысле. Как правило, нет даже теоретической возможности формализовать и переложить на язык ИТ всю совокупность отношений, возникающих в ходе хозяйственной деятельности даже небольшого предприятия.

Приходится ограничиваться множеством частных представлений, удовлетворяющих интересам отдельных групп людей, связанных с этим бизнесом, которые могут стать заказчиками какой-либо отчетности. Акционеры или собственники, управленцы разного уровня, госструктуры и пр. будут иметь свои частные представления о деятельности организации, которые могут оказаться мало связанными между собой.

Прозрачность, безусловно, предполагается, но она тоже носит частный, узко групповой характер. Однако же при отсутствии информационных систем рассматриваемой категории говорить о какой-либо прозрачности вообще не имеет смысла, хотя бы уже потому, что их внедрение и эксплуатация предполагают формализацию бизнеса и поддержку заложенных в них моделей в актуальном состоянии.

Интерес к вопросу о прозрачности может возникнуть, например, в связи с планами компании выйти на ту или иную фондовую биржу с предложением своих ценных бумаг (IPO). Однако практика показывает, что во многих случаях зарубежные инвесторы удовлетворяются наличием подаваемой в срок отчетности и заключением, подготовленным известным аудитором. Примером может служить «Северсталь», осуществившая эмиссию на Лондонской бирже, в то время как многие ее ключевые подразделения, например Череповецкий металлургический комбинат, на тот момент не имели ИТ-систем масштаба предприятия. Аналогичных примеров можно найти немало. Более того, результаты многих проектов внедрения позволяют предположить, что системы внедрены исключительно с целью повышения инвестиционной привлекательности или в связи с предстоящей продажей предприятия. Это также было отмечено в ходе дискуссий на форуме.

Однако многие руководители начинают понимать, что отсутствие единого информационного пространства в компании неминуемо ведет к потере контроля над бизнесом. Они не замораживают проекты внедрений даже сейчас, в экономически тяжелое время. Например, недавно завершился пилотный этап проекта по внедрению решений SAP в компании «Северсталь-Ресурс». По словам финансового директора этой компании Алексея Куличенко, одним из основных результатов стало выстраивание бизнес-процессов в соответствии с лучшими мировыми практиками. Безусловно, это шаг навстречу прозрачности, без которого само внедрение теряет практический смысл и приобретает смысл исключительно политический.

Начавшись в подразделении «Воркутауголь», в перспективе проект должен охватить все российские подразделения «Северсталь-Ресурс». Ожидается, что он позволит упростить и стандартизировать бизнес-процессы, создаст возможность для межфункциональной интеграции процессов и систем, контроля актуальности и прозрачности накапливаемых данных. В дальнейшем, опираясь на результаты проекта, планируется модернизировать систему управления предприятием.

Практика показывает, что сложная экономическая ситуация не является препятствием для руководителей, стремящихся упорядочить управление своей организацией, привести в порядок бизнес-процессы и данные. Недавно еще одна компания, «Газпромнефть-Нефтесервис», сообщила о завершении автоматизации ведения учета на платформе «1С:Предприятие 8» при содействии компании «1С-Рарус». Одним из основных результатов стало внедрение единых стандартов бухгалтерского и налогового учета и унификация бюджетной модели и базовой финансовой структуры.

Оба эти проекта объединяет большая доля управленческих преобразований, сделанных в ходе их реализации. Именно эта составляющая может обеспечить повышение прозрачности бизнеса компаний для всех заинтересованных сторон и, в частности, инвесторов, наличие которых столь необходимо для выхода из экономического ступора.