Увы, лишь немногие руководители средних предприятий готовы отдать часть своих бизнес-функций на аутсорсинг сейчас, в период кризиса. Среди сдерживающих факторов на первом месте стоят дефицит доверия и отсутствие четких гарантий безопасности и надежности работы с информацией.

Руководство предприятий понимает, что аутсорсинг может стать средством снижения издержек, однако его эффективное использование требует выполнения целого ряда условий, а к этому готовы далеко не все. Например, необходимо четко ранжировать бизнес-процессы, оценивая, что можно отдать на аутсорсинг, а что ни при каких обстоятельствах отдавать нельзя. Кроме того, необходимо грамотно составить договор, уметь контролировать поставщика услуг, отслеживая качество и сроки исполнения им своих обязательств. Все это требует глубокой, вдумчивой работы.

Прослеживается следующая закономерность: если на предприятии уже сложилась практика привлечения компаний-аутсорсеров, то она распространяется на широкий спектр деятельности, в том числе и на ИТ. Это можно объяснить тем, что на таких предприятиях уже выработана четкая стратегия и определен алгоритм работы с компаниями, предоставляющими услуги аутсорсинга, будь то обслуживание сложной компьютерной или оргтехники или уборка помещений.

Сельскохозяйственное производство

«Наше предприятие широко использует услуги аустсорсинга», Олег Овчинников, заместитель директора по экономике и финансам птицефабрики  «Свердловская»Не всегда можно точно определить эффект от использования аутсорсинга именно в области ИТ-услуг. Проще просчитать, что выгоднее — использовать штатных сотрудников или привлекать внешних подрядчиков. И этот вопрос становится все более актуальным в связи с кризисом.

«Наше предприятие широко использует услуги аустсорсинга, — отмечает Олег Овчинников, заместитель директора по экономике и финансам птицефабрики “Свердловская”, расположенной в Екатеринбурге. — В штате предприятия работает 2 тыс. сотрудников. В связи с кризисом мы на 15% увеличили использование услуг внешней транспортной компании по доставке нашей продукции клиентам». Вызванное кризисом ужесточение контроля за себестоимостью и ее анализ средствами информационной системы предприятия показал, что использовать наемный транспорт дешевле, чем собственный. А это, в свою очередь, подтолкнуло штатных транспортных работников к улучшению показателей своего труда.

«На аутсорсинг следует отдавать те услуги по поддержанию основных бизнес-процессов на предприятии, поставщики которых находятся в условиях жесткой конкуренции, — считает Овчинников. — В противном случае монополия поставщика приведет к высоким ценам и выполнять работу окажется выгоднее своими силами. Здесь важен грамотный баланс между ценой и качеством услуг. Например, монтаж и установку оборудования на птицефабрике выполняют внешние партнеры, а его эксплуатацию ведут уже своими силами».

Вот еще пример. Предприятие выполняет для своих нужд определенный спектр строительных работ. Раньше на фабрике обходились штатными строительными кадрами. Но кризис привел к тому, что расценки на строительные работы внешних подрядчиков резко снизились и использовать их услуги стало выгоднее.

Поставщиков услуг аутсорсинга на птицефабрике «Свердловская» выбирают в ходе открытых тендеров. В первую очередь анализируются репутация претендентов и опыт их работы на рынке и лишь во вторую — ценовые предложения.

На предприятии используется информационная система местной компании-разработчика. «Мы поняли по опыту, что содержать штат собственных программистов невыгодно, — констатирует Овчинников. — Разработка очередного функционального модуля занимает несколько месяцев, затем он передается в эксплуатацию, и нужно просто сопровождение. Потому на птицефабрике и разработка, и сопровождение информационной системы полностью отданы на аутсорсинг местной компании-производителю из города Малышева». В штате имеется только один ИТ-специалист — системный администратор, который отвечает за работу компьютерной сети.

Торговля

«На нашем предприятии на аутсорсинг отдано обслуживание сложной копировальной техники и клининг», Сергей Шестопалов, руководитель ИТ- департамента компании «Тойота Центр Екатеринбург Запад»Компания «Тойота Центр Екатеринбург Запад» входит в группу компаний «Авто Плюс» и занимается продажей и сервисным обслуживанием автомобилей Toyota. В штате работает около 300 сотрудников. Эта компания являет собой пример «точечного» аутсорсинга. «На аутсорсинг мы отдали обслуживание сложной копировальной техники, уборку помещений и территории, а также некоторые другие несущественные для бизнеса функции», — отмечает руководитель ИТ-департамента компании Сергей Шестопалов.

Кризис практически не изменил на предприятии отношение к услугам аутсорсинга. Здесь не используют услуги внешних компаний в области ИТ и обходятся собственными силами. «Причина заключается в низком уровне качества услуг местных компаний-аутсорсеров. Кроме того, существует проблема доверия и конфиденциальности информации, — отмечает Шестопалов. — Компания растет, открываются новые центры продаж и обслуживания автомобилей. Для централизации управления все они объединяются в единое информационное пространство. Все эти работы выполняются штатными ИТ-специалистами. Они же впоследствии обеспечат и сопровождение систем».

Строительство

«Мы планируем развивать нашу ИТ-инфраструктуру. Поэтому объем работ, переданных на аутсоринг, будет увеличиваться», Олеся Ершова, начальник отдела информационных технологий ГУП  «Трест ГРИИ»Государственное унитарное предприятие «Трест геодезических работ и инженерных изысканий» — самое крупное и старейшее предприятие Санкт-Петербурга, выполняющее в городе инженерные изыскания. С началом кризиса ситуация на рынке, где работает предприятие, изменилась — сократилось количество заказов.

На предприятии услуги аутсорсинга использовались и до кризиса. Главными критериями, которыми руководствуются в ГУП «Трест ГРИИ» при выборе партнера по аутсорсингу, являются его надежность и наличие в штате квалифицированных специалистов. С 2002 года оргтехника предприятия передана на обслуживание сторонней организации, а в мае 2005 года предприятие заключило договор с компанией «Поликом Про» на оказание услуг по сопровождению информационной системы.

«Аутсорсинг помогает повысить эффективность, оптимизировать структуру затрат и улучшить сервис, — рассказывает Олеся Ершова, начальник отдела информационных технологий ГУП "Трест ГРИИ". — Мы не собираемся отказываться от аутсорсинга и сохраним его в прежней форме и объемах. В перспективе мы планируем развивать нашу ИТ-инфраструктуру. Поэтому объем работ, переданных на аутсорсинг, будет увеличиваться».

Логистика

Компания «Бразис Логистикс» входит в группу компаний «Бразис» и предоставляет услуги ответственного хранения и складской обработки грузов на складе класса А. «У нас на аутсорсинге находится телекоммуникационное оборудование, — отмечает Василий Коваль, руководитель ИТ-подразделения компании. — Что касается ИТ в целом, то их, на мой взгляд, в нашем бизнесе ни в коем случае на аутсорсинг отдавать нельзя, поскольку ИТ имеют очень важное значение».

В этой компании по мере ее роста объемы отданных на аутсорсинг услуг сокращаются. Например, поначалу бухгалтерия «Бразис Логистикс» велась на аутсорсинге. Но это была, скорее, вынужденная мера — на первых порах компания только разворачивала свою деятельность, и иметь в штате бухгалтеров было неоптимально. Теперь, когда бизнес встал на ноги, бухгалтерия введена в штат. Один из основных критериев отбора компаний-аутсорсеров, по мнению Коваля, — близость их расположения к «Бразис Логистикс», с тем чтобы срок оказания услуг, который заявляется, был действительно реальным.

В перспективе по мере роста компании, считает Коваль, скорее всего, стоит отдать на аутсорсинг снабжение склада, причем в полном объеме — от поставки поддонов до канцелярии и расходных материалов.

Дистрибуция

 «Мы испытываем необходимость в аутсорсинге в тех областях, где у нас нет необходимых компетенций», Дмитрий Емелин, директор по корпоративным информационным системам компании OCSКомпания OCS, входящая в состав Национальной компьютерной корпорации, занимается дистрибуцией компьютерного и телекоммуникационного оборудования, компонентов и ПО. Конечно, кризис повлиял на работу компании. Падают продажи, резко обострилась борьба за клиентов, повышение ликвидности и прибыли. «Мы переориентировались со стратегии роста на стратегию управления затратами и стараемся повысить эффективность всех процессов», — отмечает Дмитрий Емелин, директор OCS по корпоративным информационным системам.

В компании продолжают, как и до кризиса, использовать аутсорсинг в части поддержки системы управления складом (здесь применяется WMS-система компании Solvo). «Мы испытываем необходимость в аутсорсинге в тех областях, где наша организация не имеет необходимых компетенций или эти компетенции нам очень дорого или долго создавать», — указывает Емелин. Действительно, нерационально держать в штате высокооплачиваемого специалиста, если он будет задействован лишь периодически.

«Нельзя отдавать на аутсорсинг то, что связано с критически важными для бизнеса ИТ-услугами, — подчеркивает Емелин. — Для нашей компании очень важны, например, ERP-система, телекоммуникации, электронная почта». Основные критерии выбора поставщика по аутсорингу компании — это прежде всего доверие к поставщику, опыт работы с ним и цена.

В ближайшие несколько лет, по мнению Емелина, аутсорсинг в компании будет использоваться очень ограниченно. В силу специфики бизнеса (ИТ-индустрия) в компании сосредоточено достаточное число квалифицированных ИТ-специалистов.


Общая тенденция

Евгений Грибков

Привычка к аутсорсингуС нашей точки зрения, ситуация с услугами аутсорсинга изменилась несильно. Проекты внедрения ERP-систем в большинстве случаев и до кризиса выполнялись с привлечением внешних консультантов. Можно уменьшить степень участия внешних консультантов за счет передачи части работ собственным сотрудникам, но это пытаются делать только «продвинутые» предприятия. Что касается сопровождения внедренных информационных систем, то в большинстве своем оно традиционно осуществляется собственными специалистами предприятий, аутсорсеры привлекаются только на развитие системы либо для сложных или трудоемких работ.

Первой, самой оперативной реакцией на кризис стало сокращение затрат на аутсорсинг (приостановка проектов автоматизации и уменьшение объема закупок услуг по сопровождению информационных систем). Наша компания период такого «пожарного» снижения клиентами затрат ощутила в декабре прошлого — январе нынешнего года. Предприятия довольно скоро осознали, что кризис не уменьшает потребность в нормально функционирующей информационной системе, а, скорее, повышает ее, поэтому объемы услуг в рамках проектов автоматизации и в рамках постпроектного сопровождения сейчас постепенно выходят на уровень лета прошлого года.

Основные критерии выбора поставщиков услуг аутсорсинга остались неизменными: профессионализм, опыт реализации подобных проектов. Сейчас более заметную роль стала играть цена на услуги и форма оплаты.

Полагаю, что рост доли аутсорсинга в ИТ-сфере — это общая тенденция, и в среднесрочной перспективе она наверняка будет сохраняться. Если говорить о ближайшем будущем, то процессы будут скорее хаотичными: кто-то будет пытаться сэкономить на персонале, отдав больше функций на аутсорсинг, а кто-то — наоборот.

Евгений Грибков — руководитель внедренческого центра «Раздолье»


Аутсорсинг в кризис

Иван Орехов

Привычка к аутсорсингуСитуация на рынке аутсорсинга заметно изменилась с октября 2008 года: объем спроса уменьшился на 10-15%, за счет обострившейся конкуренции среди компаний-разработчиков произошло снижение стоимости человеко-часа.

Уменьшилось число крупных, но возросло количество краткосрочных проектов. На европейском рынке финансирование многих проектов резко сократилось либо прекратилось вообще. Многие большие проекты так и не вышли на старт. Сократилось количество новых проектов, заказчики сосредоточились на сопровождении уже работающих систем.

Участились случаи задержки оплаты проектов заказчиками, предлагаются взаиморасчеты по бартеру, поступают просьбы о рассрочке платежей по уже завершенным проектам.

Компании, которые раньше категорично отказывались от услуг аутсорсеров, либо всерьез рассматривают такую возможность, либо уже воспользовались этими услугами. Вследствие этого стало гораздо больше «сложных» заказчиков, которые не имели опыта работы с аутсорсинговыми компаниями и боятся, что их опыт будет неудачным.

На рынке появилось достаточно много свободных квалифицированных специалистов, которые стоят недорого и готовы работать в аутсорсинговых компаниях, то есть сейчас подходящее время для качественного улучшения кадрового состава аутсорсинговых компаний.

В данный момент спросом пользуются проекты, способствующие автоматизации внутренних бизнес-процессов в компаниях. В сложившейся ситуации из-за сокращения бюджета на маркетинг компании продолжают продвигать свои услуги через Internet, поэтому создание и сопровождение Web-сайтов актуально и в дни кризиса, но художественное оформление их стало более сдержанным.

К поставщикам услуг аутсорсинга сейчас предъявляются следующие требования: низкая цена; полный комплекс услуг; возможность бартера; хорошие отзывы клиентов, получивших желаемый результат во время кризиса; внедрение качественных продуктов, но в более сжатые сроки. Нестабильность экономической ситуации в мире пугающе действует на весь бизнес, поэтому заказчик хочет получить как можно быстрее результаты и успеть окупить затраты.

Считаю, что аутсорсинг будет все более актуальным в кризис. Ведь привлекать специалистов со стороны экономически выгодно. Стоимость часа работы среднего разработчика зависит от ситуации на рынке труда населенного пункта и от экономики страны в целом. Например, соотношение стоимости часа работы программиста из России и из Америки 1:4. Поэтому аутсорсинг останется по-прежнему перспективным направлением — как в ближайшее время, так и в более отдаленном будущем.

Кроме того, в период кризиса роль ИТ-аутсорсинга возрастает. В годы финансового благополучия редкие предприятия работали на снижение издержек, ведь их прибыли были достаточными для того, чтобы не просто существовать, а еще и процветать. Сейчас именно инновации, новые технологии автоматизации бизнес-процессов, которые снижают затраты, являются залогом выживания.

Иван Орехов — генеральный директор компании «ИСС Арт»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF