Бизнес и технологии

Компании хотят постоянства

Модель SaaS, предусматривающая аренду программного обеспечения, набирает популярность. Даже Microsoft, слывшая наиболее известной сторонницей традиционной модели лицензирования, начинает использовать в своих продуктах подписные модели. Однако эксперты IDC видят массу причин, по которым такие «немодные» постоянные лицензии до сих пор весьма востребованы компаниями. Главная — это снижение рисков: постоянная лицензия дает независимость в использовании продукта. Поставщик может уйти с рынка, продать свою интеллектуальную собственность или просто прекратить поддержку решения в пользу кого-либо нового. Постоянные лицензии позволяют продолжить использование ПО даже в этом случае. Кроме того, иногда покупателями (особенно среди предприятий крупного бизнеса) движет желание поддержать вендора. Крупные компании всегда отдают предпочтение долгосрочным отношениям и высокому качеству услуг. Покупка постоянных лицензий является инвестицией в благополучие поставщика, а значит — в развитие приобретенного продукта. Наконец, постоянные лицензии становятся активом компании. Регулярные же платежи за подписку относятся к операционным расходам и негативно влияют на финансовые результаты, а значит — и на привлекательность компании для инвестора.

SOA взрослеет

Компании развивающихся стран показывают растущую готовность использовать SOA. Причина — их ориентация на общепризнанный мировой опыт. И хотя, по данным Springboard Research, темпы внедрения SOA слегка замедлились, это является скорее показателем взросления рынка. Кроме того, компании, уже начавшие SOA-проекты, планируют в 2009 году увеличить инвестиции в них. Аналитики подчеркивают, что внедрение SOA — не самоцель и не модная тенденция. Основные причины использования такого подхода заключаются в интеграции приложений, интеграции данных, а также сокращении времени и стоимости внедрения новых сервисов.

Акцент на эффективности

Ключевой задачей ИТ-директоров на 2009 год должно стать сокращение неэффективного использования ИТ-ресурсов. Это весьма обоснованное предположение дает экспертам компании Unisys основание выделить пять наиболее приоритетных направлений деятельности. Первое — автоматизация ИТ-процессов, в частности управление виртуальной ИТ-инфраструктурой. Это позволит компании повысить надежность и гибкость своих процессов. Другим приоритетом должно стать использование «облачных» услуг, например приобретение услуг хранения данных. Еще два приоритетных направления — это централизация ИТ и повышение эффективности управления ИТ-активами. Выявление недостаточно используемых или неиспользуемых вовсе ИТ-ресурсов является для ИТ-директора хорошей возможностью продемонстрировать руководству компании свою борьбу за снижение издержек. Наконец, пятым направлением должно стать внедрение «зеленых» технологий, однако эксперты отмечают, что этот приоритет гораздо ниже по сравнению в первыми четырьмя. В 2009 году компании будут бороться за свои финансовые результаты, а серьезные инвестиции, как правило, не входят в их планы.

Сотрудникам нужны коммуникации

73% сотрудников европейских компаний были бы рады внедрению в своих организациях систем унифицированных коммуникаций, объединяющих возможности электронной почты, аудио- и видеосвязи, а также средств мгновенного обмена сообщениями. Результаты исследования, проведенного Redshift, показали, что пользователи уверены в способности этих решений помочь более эффективному общению — как на рабочем месте, так и вне офиса. Главные преимущества заключаются в снижении простоев в работе. Например, системы мгновенного обмена сообщениями позволяют избежать ожидания ответа по электронной почте, а также сделать эффективнее командную работу. Кроме того, современные коммуникации важны для привлечения молодых талантливых специалистов. Зачастую при выборе места работы для них важны используемые технологии. Они могут отказаться от предложения работодателя, запрещающего использовать Internet-пейджеры, а также социальные сети и прочие средства Web 2.0. Как считают аналитики, в условиях кризиса инвестиции в средства унифицированных коммуникаций вполне оправданны. Во-первых, они далеко не всегда требуют перекраивания ИТ-инфраструктуры, а во-вторых, позволяют сократить издержки.

Рынок высоких технологий

Подъем откладывается

Мировой рынок ИТ значительно притормозит свой рост в первой половине 2009 года. Однако, как считают в Forrester, уже с лета он начнет постепенно восстанавливаться. Причиной послужат сразу несколько факторов. Во-первых, снижение цен на нефть означает снижение расходов для ряда отраслей — химических, транспортных и логистических компаний. Меньшие затраты на сырье и топливо дают возможность осуществлять инвестиции, в том числе и в ИТ. Во-вторых, тяжелое положение, в котором оказались банки, вынудит их повышать свою операционную эффективность. Без внедрения новых ИТ-решений эта деятельность вряд ли станет возможной. Наконец, крупнейшие экспортные страны продолжают свой экономический рост, пусть и замедленными темпами. Единственным негативным фактором являются панические настроения. Как известно, люди гораздо больше склонны верить плохим прогнозам. По данным ChangeWave Research, 45% компаний либо существенно сократили свои бюджеты на первый квартал 2009 года, либо планируют полностью отказаться от каких-либо приобретений в этот период.

BI находит признание

Несмотря на экономический кризис, рынок средств бизнес-аналитики продолжит существенный рост. По прогнозам IDC, в ближайшие пять лет его среднегодовой рост составит 9,7%. Польза бизнес-аналитики, приносимая бизнесу, находит признание у руководства компаний. Топ-менеджмент начинает воспринимать ее как средство, помогающее оперативному и взвешенному принятию решений. Десятка лидеров, составленная IDC, выглядит следующим образом: Oracle, SAS, SAP, Microsoft, IBM, Business Objects, Cognos, Teradata, Fair Isaac и Infor. Следует отметить, что аналитики в этом «хит-параде» уже учли поглощение Hyperion, но не сделали этого по отношению к Business Objects и Cognos. Таким образом, позиции SAP и IBM могут реально быть несколько выше. Обращает на себя внимание второе место, занимаемое SAS — единственным игроком из первой пятерки, специализирующемся на BI.

В банки ходить не желают

Молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет предпочитают многие банковские операции осуществлять удаленно, утверждают в Javelin Strategy. Особенно это касается таких простых операций, как проверка баланса и оплата счетов — более 70% молодежи не желают ради них идти в офис банка. Однако они все же не готовы полностью отказаться от личного общения с банком. Более сложные транзакции, такие как открытие счетов или взятие кредита, большинство (пусть и небольшое) предпочитает осуществлять в офисе. И хотя результаты исследования не говорят о шансах человека получить кредит в удаленном режиме, они показали, что существует довольно многочисленная демографическая группа, ориентированная на использование возможностей Internet-банкинга. С учетом ее формирования, для привлечения клиентов и обеспечения эффективной деятельности банкам необходимо найти баланс между офисными, телефонными и Web-процессами общения с клиентами.

Смартфоны вытеснят ноутбуки

Компании планируют увеличить использование в своей деятельности смартфонов, при этом роль в корпоративной инфраструктуре ноутбуков значительно снизится. Согласно результатам исследования, проведенного J. Gold Associates, количество смартфонов, используемых сотрудниками в бизнес-процессах, в ближайшие три года вырастет втрое. Роль бизнес-приложений, запускаемых на них, также будет расти. В 2009 году рост их числа составит 70%, а за три года их будет использоваться вдвое больше. Рост использования ноутбуков будет существенно ниже: за три года он не превысит 25%. Аналитики не раскрывают текущее соотношение ноутбуков и смартфонов в корпоративной инфраструктуре, указывая лишь, что число вторых растет во много раз быстрее. В значительной степени это может быть связано с тем, что многие приложения лишь сейчас становятся доступны с мобильных устройств. Их дешевизна и компактность по сравнению с ноутбуками и влияют на выбор компаний.

Управление

Дефицит поддержки

Компаниям не хватает персонала, способного поддерживать внедренные информационные системы. Лишь 13% бизнес-руководителей выразили уверенность в том, что их сотрудники обладают необходимыми компетенциями для поддержки используемых ИТ-решений. Согласно исследованию, проведенному Micro Focus, в условиях кризиса ключевым навыком ИТ-персонала становится способность дорабатывать информационные системы — его отметили 60% опрошенных. Интересно, что за прошедший год мировоззрение бизнес-руководителей серьезно изменились. Результаты прошлого исследования показали отсутствие понимания ценности ИТ, приносимой организации. Сейчас такое понимание есть, но на первый план вышла проблема недостаточной компетентности сотрудников. С этими опасениями согласны и ИТ-директора: лишь треть из них удовлетворена возможностями своих подчиненных по поддержке внедренных решений. При этом, быть может, «корень зла» кроется в системе образования: очень многие отмечают слабую подготовку выпускников вузов.

Работу в Сети не ищут

Лишь треть ИТ-специалистов используют профессиональные социальные сети для поиска работы. Остальные же, согласно данным IT Job Board, никогда не пользовались такой возможностью, хотя и не исключают этого в будущем. Более того, 57% ИТ-сотрудников считает, что социальные сети никак не могут помочь развитию их карьеры. Из тех же, кто использовал социальные сети для поиска вакансий, практически все признали, что это был лишь дополнительный источник информации. Эксперты, тем не менее, отмечают, что Internet начинает играть более важную роль в поиске работы. Именно с этим связана нарастающая «виртуальная» активность рекрутинговых агентств.

Техника безопасности

Не только катастрофы

Компании, не способные эффективно управлять ИТ-рисками, могут столкнуться с серьезными проблемами. Как подчеркивают аналитики Butler Group, управление ИТ-рисками в первую очередь является организационной, а не технической задачей. Общеизвестно, что в корне большинства ИТ-катастроф лежит человеческий фактор, а также несовершенство бизнес-процессов. Осознание этого заставляет компании систематически прибегать к минимизации рисков, равно как и применять современные ИТ-методологии. Управление рисками приобретает все большую важность с учетом растущей сложности ИТ-систем. Что еще важнее, компании стали зависимы от ИТ-услуг: многие ощущают финансовые последствия в результате даже незначительного периода их недоступности. И все-таки самым распространенным риском являются вовсе не катастрофы, а утечка конфиденциальной информации.

Вынужденный риск

При пересылке важной информации сотрудники зачастую вынуждены подвергать ее риску. Типичными являются случаи, когда конфиденциальные данные пересылаются по электронной почте или даже на компакт-дисках через традиционную почту. По данным Vanson Bourne, большинство поступающих так сотрудников осознают рискованность своих действий. 72% посылающих компакт-диски и 51% тех, кто отправляет данные по электронной почте, говорят, что они бы с удовольствием использовали более безопасные методы. Что же заставляет подвергать данные неоправданному риску? Просто отсутствие альтернативы — у компаний нет специализированных средств для безопасной пересылки данных. Настораживает, что лишь треть ИТ-менеджеров высказывает обеспокоенность тем, что сотрудники занимаются транспортировкой файлов с помощью CD, USB-дисков и ноутбуков.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF