Программное обеспечение как услуга (Software-as-a-service, SaaS) — это модель предложения программного обеспечения потребителю, при которой поставщик разрабатывает Web-приложение, размещает его и управляет им (самостоятельно либо через третьих лиц) с целью и возможностью использования заказчиками через Internet. При этом заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его использование. Синонимом SaaS является термин «приложение по запросу» (on-demand). Особенностями модели SaaS является то, что приложения приспособлены для удаленного использования, и одним приложением пользуется несколько клиентов (свойство «коммунальности»). Взимается или ежемесячная абонентская плата, или на основе объема транзакций. Поддержка приложения входит в оплату.

По мнению большинства аналитиков, главной причиной ухода от традиционных приложений является низкая эффективность инвестиций в них. Значительную часть функций приобретенных корпоративных решений предприятия просто не используют.

Ключевую роль в привлекательности модели SaaS играет то, что она предполагает очень удобную схему: пользуешься сейчас, платишь потом. Понятно, что в итоге оплата сведется к похожей сумме, но длительная рассрочка значительно снижает финансовые риски компании-клиента.

Кроме того, в некоторых случаях модель SaaS дает возможность бизнес-подразделениям почувствовать свою независимость от ИТ-отделов. По данным Forrester, три четверти систем, поставляемых по схеме SaaS, приобретается не ИТ-руководителями, а их коллегами из бизнеса. Зачастую контракты с поставщиками SaaS-решений заключаются даже без согласования с ИТ-службой.

Предлагаемые в рамках модели SaaS решения могут быть весьма неплохими для автоматизации узкой области — например, продаж или расчета заработной платы. Собственно, системы CRM и HR являются наиболее распространенными и востребованными. Комплексные решения (например, ERP) гораздо сложнее, и поэтому имеющиеся предложения вендоров в этой области гораздо менее зрелые. Скорость внедрения, декларируемая как одно из ключевых преимуществ решений SaaS, в случае ERP является скорее недостатком. Быстрота достигается за счет автоматизации существующих процессов компании стандартной версией системы. Ни об оптимизации бизнес-процессов, ни об адаптации системы к особенностям бизнеса речи не идет.

Приобретая приложения в рамках модели SaaS, компании попадают в зависимость от поставщика решения, поэтому их интересы должны быть защищены. При выборе вендора необходимо в первую очередь обращать внимание на его финансовую стабильность и время присутствия на рынке. Помимо этого, важны вопросы обеспечения доступности систем, их гарантированное время отклика, а также время устранения ошибок и восстановления после катастроф. Подписывая договор аренды ПО, компаниям следует большое внимание уделять подобным «мелочам» в условиях контракта.

Несмотря на то, что рынок решений SaaS в России, мягко говоря, развит очень слабо, многие эксперты уверены в его перспективности. В немалой степени его будущее определяют огромные размеры страны: для предприятий использование этой модели — простой и недорогой способ включить региональные офисы в единую географически распределенную информационную систему. Именно с этим связано постепенное появление на отечественном ИТ-рынке решений SaaS. Помимо ИТ-гигантов, заявляющих о планах по расширению поддержки данной модели, на рынке активизировались и более мелкие игроки. Например, «АйТи» продвигает решение SugarCRM и недавно добавила к своим предложениям «подписную» версию известной HR-системы «БОСС-Кадровик». Systematic Software Solutions и iGate занимаются внедрением довольно распространенной на Западе системы NetSuite, включающей функционал не только CRM, но и ERP. Наконец, UCMS Group недавно объявила о выводе на российский рынок шведской системы организации рабочего времени персонала Quinyx FlexForce.

Из факторов, тормозящих развитие модели SaaS в России, можно назвать озабоченность компаний вопросами конфиденциальности данных, недоверие к этой пока новой у нас форме предоставления услуг, а также необходимость качественной, надежной и не очень дорогой Internet-связи, которая пока доступна только в крупных городах.


CRM без головной боли

В качестве примера выбора модели SaaS можно упомянуть переход дистрибьюторской компании «Элит» на использование SugarCRM. «Элит» взяла в аренду у компании «АйТи» CRM-систему на один год с возможностью дальнейшей пролонгации договора аренды. Прежде для ведения клиентской базы в «Элит» применялся Microsoft Office. Благодаря переходу на новую систему удалось упорядочить клиентскую базу, взять под контроль действия менеджеров, а также сократить время поиска данных по конкретному клиенту.

Основные мотивы перехода на специализированную CRM-систему — это желание уберечь себя от возможных потерь данных из клиентской базы, а также намерение руководства получить инструмент, позволяющий координировать работу менеджеров и управлять ею и обеспечить таким образом большую эффективность их деятельности.

Выбор SugarCRM в «Элит» объясняют тем, что система имеет все базовые CRM-функции, достаточно проста в использовании, локализована, к тому же не требуется длительное обучение пользователей, что уменьшает срок возврата инвестиций. Сама же модель SaaS, по мнению руководства «Элит», привлекательна тем, что позволяет избавиться от хлопот по обслуживанию и администрированию.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF