Руководители группы компаний «Бразис» сделали ставку на развитие качественных 3PL-услуг, создав компанию «Бразис Логистика» и внедрив в ней современную WMS-систему, призванную обеспечить высокий уровень услуг

По оценке специалистов в области логистики, 60—70% расходов в этом бизнесе приходится на аренду складских помещений и около 30% — на оплату труда персонала. Поэтому когда владельцы компании «Бразис» приняли решение создать логистическую компанию по предоставлении 3PL-услуг, они начали со строительства собственного складского комплекса класса А и формирования необходимой инфраструктуры. В смету проекта были изначально включены и расходы на современную информационную систему.

В октябре 2008 года первую очередь складского комплекса на 22 тыс. палето-мест запустили в эксплуатацию. Склад оснащен современным оборудованием, а ровный пол с антипылевым покрытием способен выдерживать нагрузки до 8 тонн на один кв. м.

Ситуация на рынке

«Если раньше складские системы носили учетный характер, то сейчас они стали управляющими», Вадим Кордье, операционный директор компании «Бразис Логистика»«Еще пару месяцев назад рынок логистики был перенасыщен, — вспоминает руководитель ИТ-подразделения компании “Бразис Логистика” Василий Коваль. — Все, кто имел свободные площади, сдавали их под склады». С началом кризиса на рынке 3PL-услуг началось движение: клиенты начали сниматься с «насиженных» мест и переходить на склады с более качественными услугами. «Сейчас мы наблюдаем приток небольших клиентов (они используют в среднем 1—2 тыс. палето-мест), которые переходят с очень крупных складов класса А на наш склад», — отмечает Коваль. По его мнению, складские комплексы среднего размера класса А привлекают их тем, что не берут наценку за брэнд и в то же время обеспечивают высокое качество обслуживания.

«Небольшие компании-клиенты — это более проблемные компании, их логистическая цепочка не столь хорошо отлажена, и, естественно, ее совершенствование ложится на нас», — продолжает Коваль. Поэтому руководству «Бразис Логистики» очень важно предварительно оценить, во сколько будет обходиться обслуживание каждого клиента на складе.

«Мы, как логистический оператор, компания молодая, и пробиваться на рынок нам непросто. За последние два года появилось очень много новых операторов, да и прежние существенно расширили свои масштабы. Борьба на этом рынке идет за уровень обслуживания, — продолжает беседу операционный директор компании “Бразис Логистика” Вадим Кордье. — Логистика — сопровождающий бизнес, и наша главная задача — органично включиться в бизнес-цепочку клиента». Успешно решить эту задачу призвана современная WMS-система.

Нужны гибкость и универсальность

«Чем эффективнее будет отлажена работа на первом складе, тем легче нам будет в дальнейшем переносить и масштабировать это решение», Василий Коваль, руководитель ИТ-подразделения компании «Бразис Логистика»Основным инициатором внедрения WMS-cистемы стал операционный директор компании, у которого, начиная с середины 90-х годов, накоплен солидный опыт в области автоматизации логистики. Был проведен анализ шести WMS-систем ведущих российских и зарубежных разработчиков. В первую очередь обращали внимание на гибкость системы в настройке, степень ее адаптации к бизнес-процессам клиента, универсальность, надежность, умеренные требования к оборудованию, уровень технической поддержки, цену (устраивали решения в диапазоне от 100 тыс. до 1 млн. долл.). В результате была выбрана система управления складом Logistic Vision Suite, которую в России представляет компания ant Technologies.

Процесс внедрения занял два с половиной месяца и проводился в несколько этапов. Первый этап — составление спецификаций и согласование бизнес-процессов для настройки системы на работу склада с учетом стеллажей и техники — начался в августе 2008 года и занял около двух недель. Второй этап — разработка прототипа системы и его тестирование. Эти работы заняли три недели.

Третий этап — передача прототипа и работа с отчетами. «В тот момент у нас появился первый клиент и мы начали заносить в систему его торговые справочники, закупили сетевое беспроводное оборудование, точки доступа, построили сетевую инфраструктуру», — вспоминает Коваль. Этот этап занял также три недели, его итогом стала сдача WMS-системы в промышленную эксплуатацию.

Четвертый этап включал окончательную настройку всей системы и устранение ошибок. «По нашей вине cеть Wi-Fi потеряла связь с сервером баз данных через радиотерминал из-за того, что не были учтены некоторые особенности новой версии Microsoft Windows Server и ее обновлений. Разработчики WMS-системы оперативно подсказали, как исправить ситуацию, необходимые изменения были произведены в течение суток. В этот краткий период мы работали по бумажной технологии, и это явилось хорошим подспорьем в нештатной ситуации, когда водители погрузчиков производили размещение и перемещение товара в соответствии с указаниями на бумаге, которые распечатывал им оператор из системы», — отмечает Коваль.

Наконец, на пятом этапе было проведено обучение персонала непосредственно на рабочих местах преподавателями компании — партнера по внедрению.

В проекте со стороны «Бразис Логистика» участвовали операционный директор и руководитель ИТ-подразделения, от компании ant Technologies — бизнес-аналитик, настройщик системы, программист отчетов и преподаватели.

Первый опыт

«Если бы мы начинали внедрение заново, то не стали бы экономить на беспроводной сети, — признается Коваль. — Ее пробовали делать своими силами, но получили “мертвые зоны”. Теперь эта работа поручена специалистам компании, внедряющей WMS-систему».

В августе, когда начался запуск системы, самой большой проблемой стал кадровый голод — шел поиск системного администратора и операторов, имеющих опыт работы с системой.

Работа на складском комплексе сейчас идет в три смены — сформированы по три бригады в смене. В каждой бригаде имеются кладовщик, водитель погрузчика и три грузчика, операторы контролируют работу складских сотрудников в системе и печатают документы и отчеты. В системе используются беспроводные терминалы — это фактически КПК со сканером штрих-кодов. В настоящее время внедрение системы завершено, и с ant Technologies заключен договор на ее сопровождении в течение года.

Оптимизация продолжается

С помощью WMS-системы продолжается оптимизация работы склада. Например, используя буферные ячейки, удается оптимально разбить маршрут палеты на несколько этапов, благодаря чему перемещение по складу (а это может быть расстояние в 50—100 м) идет быстрее и обходится дешевле

Благодаря использованию системы оборот товара происходит в полтора раза быстрее, чем при бумажной технологии. Это важно, поскольку увеличение оборота — прямой путь к повышению рентабельности бизнеса.

WMS-система хранит полную историю работы, что дает возможность осуществить анализ затрат времени в логистических процессах. Важна и возможность моделирования. «Любую ситуацию (например, новые предложения по оптимизации управления складом) мы можем смоделировать, используя тестовую базу с учетом реального состояния склада, и оценить результат», — отмечает Коваль.

Один месяц — один клиент

«Несмотря на кризис, сейчас приток клиентов таков, что мы даже подумываем об аренде других складов, которые находятся неподалеку, — указывает Коваль. — Специфика нашего бизнеса такова, что мы можем “запускать” не более одного нового клиента в месяц, поскольку требуется настройка системы под него и обучение персонала работе с его товаром». В настоящее время у компании имеется три клиента.

«Мы ориентированы именно на средних клиентов, — уточняет Коваль. — Их оптимальный масштаб — 2—5 тыс. палето-мест. На весь склад планируем привлечь шесть-семь клиентов». При открытии новых складов компания планирует устанавливать эту же WMS-систему.

Перспективы

В ближайших планах «Бразис Логистики» — автоматизировать работу с зоной отбора (первым уровнем стеллажей; все, что находится выше, называется зоной хранения). При отборе товара система дает указание о его перемещении с верхних стеллажей вниз, чтобы можно было провести отбор.

К лету 2009 года планируется запустить склад полностью в самостоятельную работу и приступить к автоматизации других складов. К этому времени должна быть введена в эксплуатацию вторая очередь складов, которая сейчас строится. «Чем эффективнее будет отлажена работа на первом складе, тем легче нам будет в дальнейшем переносить и масштабировать это решение на другие складские комплексы», — подчеркивает Коваль.

В перспективе намечено внедрить систему «Управление двором», которая позволит отслеживать транспорт, приходящий на территорию складского комплекса, и получать по нему исчерпывающую информацию. В более отдаленных планах — создание собственной автотранспортной компании, развертывание системы управления транспортом и ее интеграция с WMS-системой.


«Бразис Логистика»

Компания входит в группу компаний «Бразис» и предоставляет услуги ответственного хранения и складской обработки грузов любой сложности на складе класса А. В настоящее время компанией в подмосковном городе Видное запущена в эксплуатацию первая очередь нового складского комплекса площадью 12 тыс. кв.м, объемом хранения 22 тыс. палето-мест и площадью мезонина 1000 кв.м. На складе осуществляется хранение продуктов питания, бытовой химии, обуви, запчастей, техники и расходных материалов. Спектр услуг включает хранение товаров, обработку большегрузного и малого транспорта, сортировку и переупаковку товара, комплектацию заказов любой сложности.


Мозг бизнеса

Рассказывает операционный директор компании «Бразис Логистика» Вадим Кордье.

Пока кризис сильно на логистике не сказался, но наш сектор его неизбежно почувствует. В связи с этим нам предстоит пересмотреть свои затраты, чтобы сделать лучшие предложения по ценам. И сейчас мы внимательно анализируем бизнес-процессы. На сегодняшний момент мы пока не вышли на плановые показатели по рентабельности, поскольку склад только запущен и заполнен на 50%. По той бизнес-модели, которую мы закладывали, рентабельность первой очереди должна составить 25—30%.

WMS-cистема — это мозг нашего бизнеса. Если раньше складские системы носили учетный характер, то сейчас они стали управляющими — в них закладывается логика бизнес-процессов, после чего система определяет задания для сотрудников. Всей складской логистикой управляет специалист — администратор WMS.

Я считаю, что информационные технологии очень важны для нашего бизнеса, поэтому собственный ИТ-отдел должен быть обязательно, и администратора системы мы предпочли взять в штат. На аутсорсинг следует отдавать то, что не относится к основным бизнес-процессам. В частности, мы пользуемся технической поддержкой со стороны компании-партнера ant Technologies, установившей WMS-систему. Разумно отдать ей на аутсорсинг и подготовку новых форм от-четов, ведь наши клиенты постоянно вносят изменения в отчеты по ходу своей работы, совершенствуя свою логистику и мониторинг. Для нас как 3PL-оператора это, естественно, выгоднее, чем брать в штат собственного программиста.

Я работаю в этом бизнесе с 1997 года, и если раньше рентабельность составляла 60—100%, то сейчас, конечно же, ситуация сильно изменилась. Очень вырос уровень зарплат, цены на энергоносители, требования и сложность клиентов тоже кардинально изменились. Тем не менее я считаю, что логистика остается перспективным направлением, несмотря на кризис, и в московском регионе услуги 3PL-операторов будут востребованы. Более того, необходимо двигаться в регионы, ведь национального логистического оператора пока нет. Я верю: перспективы у нас хорошие.