ИТ как сопутствующая бизнесу функция не менее других подвержена сокращению затрат в период кризиса. Кроме того, бизнес сейчас пересматривает приоритеты управления предприятиями. Прокомментировать взаимосвязь этих тенденций мы попросили руководителя отдела

На ваш взгляд, какие задачи бизнес сегодня ставит перед ИТ и каких встречных инициатив он ожидает от ИТ?

С точки зрения ИТ кризисные времена принципиально ничем не должны отличаться от докризисных. На мой взгляд, по-прежнему остаются две ключевые задачи: ИТ-поддержка и развитие. Кризис осложнил выполнение этих задач тем, что уменьшилось финансирование — для многих компаний масштабные инвестиции в новые технологии пока, мягко говоря, не приоритетны. Если в хорошие времена предприятие могло позволить себе проект внедрения корпоративной информационной системы с размытой целью повышения акционерной стоимости в будущем, то теперь многие компании сосредоточатся на повышении качества существующих IT-ресурсов и воздержатся от расширения технологических возможностей. Вопрос экономического обоснования и подсчета экономического эффекта от внедрения ставится теперь во главу угла.

С точки зрения поддержки существующей ИТ-инфраструктуры задачи принципиально не меняются — остро стоит вопрос снижения эксплуатационных расходов и повышения эффективности. Многие предприятия пересматривают сейчас свою бизнес-стратегию, в том числе и с целью концентрации усилий на своем основном продукте. Задача ИТ-службы — своевременно адаптировать ИТ-стратегию к изменению бизнес-стратегии и обеспечить приоритеты бизнеса. На предприятиях, которые проходят через процессы слияний и поглощений, ИТ-служба должна обеспечить условия для совместной работы подразделений новообразованного бизнеса.

От каких ИТ-проектов сейчас придется отказаться в первую очередь и почему, а каким стоит отдать предпочтение?

К сожалению, универсального ответа нет. Во времена прошлого кризиса некоторым компаниям приходилось отказываться от уже практически завершенных проектов. С другой стороны, советовать всем закрывать все ИТ-проекты было бы ошибкой. Рано или поздно кризис пройдет и начнется рост. Некоторое затишье может быть использовано для перегруппировки сил и переоценки проектов, которые уже ведутся.

Думаю, для каждой компании можно сформулировать собственные критерии. На мой взгляд, следует оценивать такие аспекты, как важность проекта для бизнеса, потенциальный экономический эффект и прогнозируемый срок его достижения. Во времена, когда отсутствует рост, у компании появляется возможность фокусироваться на вопросах внутренней эффективности. Если экономическое состояние позволяет, то внедрение может оказаться не такой уж плохой идеей. К сожалению, кризис освобождает ресурсы как внутри организации, так и со стороны системных интеграторов. И сейчас высокопрофессиональные специалисты не только могут быть полностью задействованы в проекте, но и на их услуги будут предоставлены значительные скидки! Пройдя через все трудности, связанные с внедрением во времена затишья бизнеса, предприятие окажется более подготовленным к возобновлению роста, когда кризис завершится.

Можно ли сформулировать критерии, позволяющие выделить ИТ-решения и проекты, актуальные в период кризиса?

Все очень сильно зависит от отрасли. Для каждой имеются решения и функционал, критически важные для выживания. Но, обобщая, я бы подчеркнул актуальность следующих четырех направлений: управление денежными средствами (казначейство) — оно позволит оптимизировать денежные потоки и снизит риск неисполнения долговых обязательств; системы управления рисками; системы управления эффективностью предприятия (возможно не в полном масштабе, но, как минимум, в виде показателей для руководства); CRM-системы (клиентская база позволит компании пережить тяжелые времена и быстро наверстать упущенный рост в будущем). Не стоит пытаться экономить на тех задачах, которые обеспечивают предоставление качественных услуг клиентам.

Внедрение систем управления и развития персонала сейчас, быть может, отойдет на второй план, это связано с тем, что рынок труда станет рынком работодателя, а не работника.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF