Начался нелегкий год — Россия вступила в период спада экономики. Дыхание мирового финансового и экономического кризиса наиболее сильно ощутили банки, инвестиционные и страховые компании, строительные предприятия и организации, черная и цветная металлургия, автомобильная отрасль, розничная торговля, индустрия развлечений и туризма, шоу-бизнес. По оптимистическим прогнозам, рецессия в России продлится до конца первого полугодия, по пессимистическим — будет продолжаться в течение всего 2009 года.

Дешевых денег у бизнеса, скорее всего, еще долго не будет. Таких выгодных кредитов, как в прежние времена, не предвидится. Бизнес уже начал считать деньги не просто тщательно, а скрупулезно, с дотошностью скряги, поэтому потребует ответа за каждый рубль, вложенный в бизнес-процессы, операции или инвестиции. Особенно тщательно будут контролироваться деньги, потраченные на непрофильные для бизнеса направления, в том числе на ИТ. Нужно быть готовыми убеждать руководство всеми возможными способами, используя и отчеты, и расчеты TCO и ROI, и красноречие, и харизму, максимально опираясь на имеющийся опыт лидерства и на выданный когда-то руководством кредит доверия.

Бизнес наверняка потребует от ИТ-директора жертв — минимизации совокупных расходов на обслуживание ИТ (в том числе путем увольнения части ИТ-специалистов), сокращения закупок компонентов информационной системы (оборудования и лицензий), а также уменьшения объема услуг сторонних организаций. Наверняка руководство заморозит и большинство ИТ-проектов.

ИТ-руководителям предстоит решать очень непростую задачу: на чем и на ком сэкономить, чтобы не произошло ощутимой для бизнеса потери качества ИТ-услуг. В этой ситуации очень важно сохранить работоспособность ИТ-команды и сберечь ключевые направления ее компетенции.

Кстати, есть еще один полезный способ снижения ИТ-издержек: надо пересмотреть вместе с руководством и акционерами затраты на ИТ по отдельным направлениям, бизнес-единицам, группам пользователей и бизнес-процессам и обсудить возможность снижения уровня ИТ-обслуживания. Это вполне обоснованная мера: если пользователи могут потерпеть, то их проблемы удастся решить достаточно быстро, но гораздо дешевле. Кроме того, от некоторых «излишеств» можно и вовсе отказаться на время кризиса.

Финансовая отчетность о деятельности ИТ в ближайшие месяцы будет иметь необычайно важное значение. Умение продемонстрировать, какую отдачу принесет каждый рубль, вложенный в ИТ (не только в ИТ-проекты, но прежде всего в ИТ-операции), становится жизненно важным — от него будет зависеть судьба ИТ-службы, а также судьба и дальнейшая карьера ИТ-руководителя.

Все инвестиции в ИТ теперь должны быть тщательно продуманы. Придется снова и снова, с регулярностью в несколько месяцев анализировать имеющийся портфель проектов и сверять планы бизнеса с планами ИТ-подразделения. Тем, кто еще не освоил основы финансовых расчетов окупаемости инвестиций в ИТ, необходимо сделать это как можно скорее.

Наконец, еще одна задача — заранее продумать программу действий по выходу из кризиса. Когда рецессия завершится, будет очень важно помочь бизнесу быстрее развернуться в полную силу, опережая конкурентов. ИТ-служба и ее руководитель должны быть к этому готовы.