Как мы знаем из социологических опросов, учащиеся обычно называют три классические цели получения образования: знания, связи, «корочки». Приоритеты расставляют по-разному, но эти три цели присутствуют у всех.

Давайте посмотрим, как эта общая ситуация преломляется в случае бизнес-образования для ИТ-специалистов. В соответствии с миссией Школы ИТ-менеджмента основная цель, которую мы ставим перед собой, — это изменение сознания ИТ-руководителя, преобразование из ИТ-директора в CIO. Сфера интересов ИТ-директора в основном техническая, он мыслит категориями серверов, программного обеспечения, каналов связи и тому подобных вещей. Руководитель уровня CIO думает по-другому — в категориях бизнеса. Это не отменяет технического способа мышления, а лишь дополняет его и расширяет, давая возможность говорить с бизнесом на его родном языке. Альтернативы этому не существует, поскольку генеральный директор никогда не будет изучать «птичий» ИТ-язык.

Ситуация также характеризуется глобальными сдвигами, меняющими место и роль ИТ-отрасли в палитре человечества. Все мы слышали это «страшное» слово: «коммодитизация». Из людей, находящихся на острие технического прогресса, ИТ-специалисты понемногу превращаются в заурядных сантехников. Без «сантехников», конечно, нельзя, специалист этого профиля в определенный момент становится самым нужным, буквально спасающим от катастрофы. Но спросим себя: о такой ли роли в обществе мечтали наши ИТ-эксперты? Скорее всего, данная роль будет психологически довольно тягостна. Поэтому получение бизнес-образования может открыть новые горизонты и пути развития.

Как можно двигаться дальше? Некоторые ИТ-руководители после получения бизнес-диплома задумываются о переходе из ИТ-сферы в другую область деятельности. Они открывают для себя, что могут быть эффективными руководителями и воплощать свои идеи на должностях, не связанных с ИТ. Умея работать со сложными системами и освоив универсальные принципы ведения бизнеса, человек получает набор инструментов, позволяющий решать многообразные задачи.

В связи с этим постановка вопроса о том, нужен ли бизнес-диплом, представляется не совсем полной. Следует переформулировать вопрос так: насколько хорошо и правильно мы учим бизнесу и как это делать лучше? Перспективы здесь неограниченные, по этому поводу не зря говорится, что самое выгодное вложение средств — это вложение в человека.

Вадим Конышев — заместитель заведующего кафедрой «Системы управления бизнес-процессами» Школы ИТ-менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ


Я получил первое высшее образование еще в советское время. Система высшего образования тогда была нацелена в первую очередь на научные методы познания и, конечно, не могла не дать замечательную теоретическую базу. Однако прикладным, инженерным вопросам уделялось неоправданно мало внимания, не говоря уж о том, что понятия «бизнес» и «предпринимательство» просто были под запретом. При всем при том это было время, когда информационные технологии в сегодняшнем понимании только-только зарождались.

Естественно, мое восприятие информационных технологий как высокотехнологичной отрасли фокусировалось на технических и технологических задачах, не оставляя места обычным житейским бизнес-процессам: производство, маркетинг, сбыт. Они существовали где-то в другой плоскости. Их задачи и проблемы мало волновали по сравнению с новыми технологиями.

Обучение MBA не просто перевернуло мировоззрение, оно позволило понять и переосмыслить свое место в структуре предприятия и в каком-то смысле спуститься на землю. По крайней мере, мне стало интересно не просто быть на переднем крае ИТ как новой динамичной отрасли, но и почувствовать, каким образом то или иное решение может повлиять на ход бизнеса, получить удовлетворение от реальной пользы, которую я мог принести, модифицируя информационную систему предприятия. Я стал более критически относиться к нововведениям и оценивать решения не только по их новизне и функционалу, но и по затратам, которые требуются для их внедрения или, что не менее важно, для дальнейшей эксплуатации.

Во-вторых, обучение MBA дало не только менеджерское понимание происходящих процессов, но и упорядочило теоретические вопросы ИТ. Очень надеюсь, что этому уже учат в современных институтах, но для меня некоторые ответы были неожиданными.

Ну, и, в-третьих, обучение позволило мне приобрести новых друзей и, самое главное, единомышленников, с которыми можно обсуждать проблемы, не боясь быть непонятым.

Безусловно, современный успешный ИТ-руководитель невозможен без понимания бизнес-процессов предприятия, на котором он работает. При этом нельзя впадать в крайность и изучать только правила бизнеса своей отрасли. ИТ — универсальные технологии, и надо не только знать отраслевые ИТ-решения, но и иметь широкий кругозор в этой бурно развивающейся сфере. Необходимость этого вызвана не только скарьерными устремлениями (возможность смены бизнес-направления) и универсальностью ИТ, но и с процессами бенчмаркинга, когда лучшие идеи могут переноситься из отрасли в отрасль. Как раз такой широкий кругозор и может дать профильное образование MBA.

Антон Гаврин — генеральный директор компании «Стратегические бизнес-системы»


Считаю, что руководителю ИТ-департамента иметь профильное бизнес-образование предприятия, на котором он в данное время работает, желательно, но совсем необязательно. Гораздо важнее для предприятия его квалификация как специалиста в своей области, а наличие дополнительного диплома бизнес-школы даст ему правильное понимание бизнес-процессов, места ИТ на предприятии и знание языка бизнеса. Полученные в процессе учебы методики и опыт можно использовать для проведения ИТ-аудита предприятия и организации эффективного для бизнеса управления ИТ-департаментом.

Решение об обучении в бизнес-школе по курсу МВА каждый ИТ-специалист должен принять для себя сам, в зависимости от своей личной стратегии и необходимости такого образования для предприятия. Мне кажется, тестом может служить вопрос: часто ли меня приглашали на правление или на совещания по бизнес-стратегии предприятия? Если ответ отрицательный, немалые деньги, скорее всего, будут потрачены впустую, если только вы не запланировали переход на «запасной аэродром», поскольку наличие диплома МВА не даст продвижения в данной компании.

В зависимости от степени владения бизнесом в ближайшее время у ИТ-руководителей и специалистов могут появиться и другие варианты продолжения карьеры. По оценкам Gartner, к 2011 году количество специалистов, занятых в индустрии ИТ, сократится на 25%, но те, кто останутся, будут работать в области архитектуры, стратегии, управления проектами и бизнес-процессами и, соответственно, станут более важны для бизнеса, чем когда-либо, а значит, знание бизнеса для таких ИТ-специалистов будет решающим.

Олег Жарко — заместитель начальника службы информационных технологий ОАО «Мурманское морское пароходство»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF